ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

ц.Д.ЕФШОБА Тульский пединститут Л .Н . ТОЛСТОЙ О СВОБОДЕ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА Защищая и развивая идеалы гуманистической педагогики, Л.Н. Т о л с т о й нааывал "опыт и свободу" главными ее "критериями". В своих первых педагогических 8аметкбх (март I860 года) и в черновом наброске статьи "0 задачах педагогики" сн выступил про- !ив господствовавшей в середине XIX века эмпирической, абстракт- . ной педагогики, обнажил ее вредные последствия для интеллектуаль­ ного и нравственного-развития детей. Л.Н.Толстой утверждал, что личность ребенка должна играть большую и активную роль в педагогическом процессе, настойчиво треболел уважения и люови к детям, стимулирования их активности и творчества. Высказываясь против какого о? то ии оило принуждения челове­ ческой личности, Толстой считал, что свободное развитие детей должно быть руководящим принципом воспитания и обучения. Идея свободы, самостоятельности иышлспия реоенка в учебном процессе - одно из основополагающих пелижоний педагогической концепции Л.Н. Толстого,-блестяще воплощена им в практике экспериментальной рвботы Яснополянской школы. На основа уважения личности ребенке, стремления создать наилучшиз условия для развития его творческих способностей родилась система организации обучения в Яснополян­ ской школе. Соблюдение принципа свободы и естественности в обуче­ нии должно, по мнению толстого, сделать школу местам бодрого, ра­ достного "препровождения времони", куда учащиеся идут со всей не- посрецственностьи своей восприимчивости, не утрачивая резвости и живости, свойственной их вонрасту. С большой теплотой, с тонким знанием детской психологии Толстой описывает это радостное наст­ роение детей. В Прицассе обучения толстой придавал большие значение разви­ тию самостоятельности и тьирческого мышления. "Коли ученик в шко­ ле не научится сам ничего творить, - утверждал Толстой, - то и в жиани он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые би, научившись копировать, умели сделать самосто­ ятельное приложение этих сведений". Органивовав экспериментальное обучение в Яснополянской «шоле, Л.И.Толстой делает ряд выводов пс методике преподавания, которые не утратили своей актуальности и сегодня. Предложенное им "развертывание" учебного материала, 29

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=