ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993
ев восащать ш к о ^ ^ в занятия, посещать лов и*и только цекотопл ив вих, воспринимать полностью или частично ю т или иной урс? требовать замены одних урокол, намеченных по расписана, дру!’ гими, какие их больше интересуют в данный момент. Иридя л шк0 разиеи8Т‘ ся * классв * а * . «ак считали длл себя ЗА бным, уходить из школы раньше или воаав нэмвчинкогс времени. В этой школе уроков на дом не задавали, выговоров за опоздание не делали. 5. Толстой утверждает, что свободное посещение ванятий Учеяиками Учебных предметов, работа без домашни* заданий, отказ от наказаний и другие нетрадиционные формы oprar аацив учебной и самостоятельной работы не снижают ее значимое^ 6. В Яснополянской школе, подчеркивает Толстой, посторонне бросается в глаза внешний беспорядок. Но этот внешний беспоря док, или, по выражению Толстого, "свободный порядок", полезен мразей нам только потому, что мы привыкли к совсем друго му, л котором сами воспитаны". Отрицая внешнюю и широко распро с т р а н я ю дисциплину, иасаждалшуюоя слвр*у, толстой дает врал* самим детям устанавливать дисциплину. "Школьники, - говорит ои, люди, хотя и маленькие,.но люди, они все хотят у-игься, поэтому и ходят г школу, и потому им весьйа. легис будет дойти до ввклю- чения, что нужно подчиниться известным условиям, чтобы увдться" Дисциплине внутренняя, говорит Толстой, устанавливалась в про цессе самой работы, поддерживалась самими детьми, увлеченными интересными ванятиями. 7. Принцип свободы не исключает постановку вопроса о границах. Толстой считает, что мера свободы в школе определяет ся силой л глубиной влияния учителя на детей, духовным и нрав ственным богатством алчности учителя, его педагогическим талан тов, мастерством. Я. Икола, утверждает Толстой, должна стать педагогической лабораторией, учитель - исследователем, экспериментатором, а эксверивевт - это право яа свободу, творческий поиск. 9. Идея ненасильственного обучения и воспитания - общече ловеческая, естественная. В eacToaqee время она не Только не потеряла своего эначе- вяя, во я приобрела вше больше остроту и ак^альнисть. Вдумчи во осмысляя педагогическое наследие Толстого, его идеи, состав' ляю*ие основу теории "свободного воспитания", сторонники нена- 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=