ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993
необходимые знания, и только а такой обстановке возможно все стороннее развитие личности. Такую обстановку Толстой создавал путем развития сознатель ности у детей, воспитания у них искренности, честности, справед ливости, с одной стороны, путем гуманного отношения учителей н детям, общения, основанного на любви, доброте, доверии и прос тота - с другой стороны. Он считал, что отношения сотруд'ничест- ва и сотворчества должны основываться на свободном интереса учеников, на непринужденности их поведения в классе. Школа,, по убеждению Толстого, должна быть педагогической л а б о р а т о р и е й , творческой мэстерской, где творят и ученики, и учителя. И именно в такой шкоде свободный характер отношений с учениками позволял учятелю Льву Николаевичу и его единомышлен никам вести творческий поиск наилучших методов обучения, учиты вая при эхом психические особенности своих учеников, их интере сы и возможности, их отношение к тому или иному методу обучения. Критикуя догматические формы и методы обучения, Толстой в саоей школе наряду с рассказом и беседой проводил экскурсии, опыты, игры, разнообразную самостоятельную работу учеников: со бирание и иаучевие фольклора, сочинения. При этом он высоко оце нивал образность и самобытность детского языка, поощрял все "свое". Работа ,над сочинениями в школе Толстого - классический об- равец сотворчества. Толстой-учитедь творил сам, цокаеаяая де тям свою литературную лабораторию, и таким образом вримо обога щал их. С другой стороны, он чутко вслушивался в реплики детей, познавательно и художественно погружался в детское творческое бытие. Он оказывал на детей благотворное влияние благодаря сво им литературным способностям и испытывал на себе их благотворное влияние, как бы приглашавших его к проникновению в свои самобыт ный мир. Вслед за К.Д.Ушинским Толстой утверждал, что воспитать творческую личность может только тот учитель, который сам явля ется яркой личностью. При этом Дев Николаевич подчеркивал, что »вдущим качеством личности совершенного учителя является л ю б о в ь , в именно любовь к школа, к деду и к своим ученикам. Атмосферу сотрудничестве и сотворчества способен совдать квали фицированный учитель. Толотой писал: "Чем хуже сам учитель эпа- ет предмет, которому он учит, чем меньше ои его любит, тем ему нужнее строгость и принуждение; напротив, чей больше учитель
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=