ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

необходимые знания, и только а такой обстановке возможно все­ стороннее развитие личности. Такую обстановку Толстой создавал путем развития сознатель­ ности у детей, воспитания у них искренности, честности, справед­ ливости, с одной стороны, путем гуманного отношения учителей н детям, общения, основанного на любви, доброте, доверии и прос­ тота - с другой стороны. Он считал, что отношения сотруд'ничест- ва и сотворчества должны основываться на свободном интереса учеников, на непринужденности их поведения в классе. Школа,, по убеждению Толстого, должна быть педагогической л а б о р а т о р и е й , творческой мэстерской, где творят и ученики, и учителя. И именно в такой шкоде свободный характер отношений с учениками позволял учятелю Льву Николаевичу и его единомышлен­ никам вести творческий поиск наилучших методов обучения, учиты­ вая при эхом психические особенности своих учеников, их интере­ сы и возможности, их отношение к тому или иному методу обучения. Критикуя догматические формы и методы обучения, Толстой в саоей школе наряду с рассказом и беседой проводил экскурсии, опыты, игры, разнообразную самостоятельную работу учеников: со­ бирание и иаучевие фольклора, сочинения. При этом он высоко оце­ нивал образность и самобытность детского языка, поощрял все "свое". Работа ,над сочинениями в школе Толстого - классический об- равец сотворчества. Толстой-учитедь творил сам, цокаеаяая де­ тям свою литературную лабораторию, и таким образом вримо обога­ щал их. С другой стороны, он чутко вслушивался в реплики детей, познавательно и художественно погружался в детское творческое бытие. Он оказывал на детей благотворное влияние благодаря сво­ им литературным способностям и испытывал на себе их благотворное влияние, как бы приглашавших его к проникновению в свои самобыт­ ный мир. Вслед за К.Д.Ушинским Толстой утверждал, что воспитать творческую личность может только тот учитель, который сам явля­ ется яркой личностью. При этом Дев Николаевич подчеркивал, что »вдущим качеством личности совершенного учителя является л ю ­ б о в ь , в именно любовь к школа, к деду и к своим ученикам. Атмосферу сотрудничестве и сотворчества способен совдать квали­ фицированный учитель. Толотой писал: "Чем хуже сам учитель эпа- ет предмет, которому он учит, чем меньше ои его любит, тем ему нужнее строгость и принуждение; напротив, чей больше учитель

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=