ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

обретают большое на только национальное, но и международное вначение. "Человечнейший человек", как когдв-то называл Льва Толстого Максим Горький, дад миру вример развития личности уча щегося, его способностей. Процесс становления системы непрерывного обравОвания в оог~ ременных зарубежных индустриально-раввитых странах (США, Яйонии, Франции, ФРГ, Великобритании) выдвинул новые задачи перед шко­ лой. Приоритетным является не формирование знаний, умений и на* выков, которые быстро устарев8®1 в условиях нового этапа яаучно- технической революции, а развитие личности и способностей уча­ щихся. Особое внимание уделяется раввитию интеллектуальных, коммуникативных способностей, спосббностей к самообравовэнию и непрерывному образованию как условию социальной и профессиональ­ ной адаптации в новом мире. Педагогическое наследие Л.Н.Толотого, как и сана его незаурядная личность, дающая великий пример само­ организации и самообразования, помогут осмыслить аути становле- ния новой школы, по сути своей развивающей школы. К.М.БРЕШКСВСКАЯ Тульский пединститут ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Л.Н.ТОЛОТОГО И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПШЕОГОВ В ЯСНОПОЛЯНСКОМ ДЕТСКОМ ДОМЕ Педагогические взгляды Л.Н.Толотого отражают философско- диалектический нодход писателя к вопросу о развитии сознания' человека, его места в обществе, проблеме формирования нравствер- ных качеств личности ребенка. Глубинные истоки учения Л.Н.Толотого о свободном восвизганг.и находились в русской действительности, г борьбе против насилия над личностью в социальной жизни и в школе, в глубоком уважение к личному достоинству ученика, бережном и внимательном отноше­ нии к формированию его духовного мира, к его внутренним перехиз8 нням и порывам, к его чувствам. Он полагал, что особенно важно стимулировать в растущем человеке внутреннюю борьбу, чтобы я про цессе побуждаемого таким образом его духовного развития он дошел до понимания того, что невозможно внушить ему силой, угрозой. Нужно, чтобы рзбеаок сам привикал бороться с собой, и чем рань а« начнется эта борьба, тем лучше. По мысли Толстого, самый легки нуть’ для воспитания - шлепки, насилие вообще; самый трудный, я' наиболее верный - побудить ребенка к самовоспитанию, к самоут­ верждению. т. * * * 4 г*

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=