ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

я .и .д о и ш к РГПУ им. А.И.Герцена, Сацкт-Патербург СОВРЕМЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯСЯ ШКОЛА И ИДЕИ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ Л.Н.ТГЛСТОГО 1. Педагогическое наследие Л.Н.Толстого имеет всемирное значение. Являясь российский вариантой свободного воспитания, педагогические идеи Л.Н.Толстого - результат глубокого протеста против традиционной системы обучении - кавенщины, формализма, подавлений личности. В условиях современной раавигающийсн школы спи становятся актуальный». Переосмысление идей свободного вос­ питаний и применение их на правтике будет способствовать, даль­ нейшей гуманизации системы образования, развитию педагогики со­ трудничества. 2. Теория свободного воспитания Л.Н.Толстого на протяжении ста лет развивалась в нескольких аспектах. Один из них - идея авщиты детства, которая четко выражена в трудах Вентцеля, Шац­ кого, Дьюи, Корчена и других великих педагогов. Взрослый не вправе "ломать" детотло, диктовать ему свою волю. Детство имеет свои законы,и оно долЛно быть счастливым. В "царстве короля Ме- тиуша" Я.Корчака все построено на самоуправлении и самооргани­ зации, где взрослый не возглавляет, а действует рядом с ревен­ ной. Он любит ребенка всей душой и принимает его тавим, кавов он есть. Другая линия раалитйя идеи свободного воснитания Л.Н.Тол­ стого - линия противостояния традиционной авторитарной систем# образования и воспитания, особенно актуальная сейчас. 3. Идеи Л.Н.Толстого, практически вабытые в нашей стране в 30-50-е годы, всегда были в центре внимания в период подъеме гуманис*ических педагогических идей. Так неожиданно они возвра­ щаются в 60-е годы X I столетие в связи с осознанием проблем творчества в учебном процессе, развитием идеи программированно­ го проблемного и развивающего обучения. В.А.Сухомлинсний, создавай свою "школу радости", также был близок в идеям Л.Н.Толстого.' Эту я«нию продолжают современные педагоги-новаторы. 4. В настоящий период педагогические идеи Л.Н.Толстого ери- 15

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=