ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993
Яснополянская ыкода стела для Толстого, по существу, педа гогической лабораторией, где он пытался докаьать эффективность предложенного их нового подхода в обучении. Главной целью экспе римента был поиск содержания и форы обучения, которые позволили 0ы в сельской школе обеспечить-не только прочное и глубокое ус воение знаний учеником, но и всесторонне развить его индивиду альные творческие возможности. Ббльшое внимание.Толстой уделял подбору текстов для чтения при обучении грамота, учитывая при етом равные уровни развития Навыка чтения и различную степень подготовленности детей. К важнейшим условиям успешного обучения Толстой относил адекватность приемов и методов обучения, применяемых учителем, особеннос»ям детской психики, индивидуальным отличиям учеников. Он часто повторял учителям Яснополянской школы, что только те методы хороши, которыми довольны учащиеся. Интерес представляет система деления на классы, Вдесь, как и в "Азбуке" Толстого, просматривается идея дифференцированного обучения. Учащиеся делились на три класса; старший, средний и младший. Старший класс навывался первым, а нем учились наиболее развитые и знающие ученики. Ученики младшего класса, я зависимос ти от возраста и уровня подготовки’, делились на два отделения. Учитель работал отдельно с каждым отделением, иногда соединяя их на некоторых уроках. Теоретические положения Л.Н.Толстого о необходимости знания и учета индивидуальных особенностей учеников нашли отражение в его учебниках, учебных программах, требованиях к учителе и вопло тились в повседневной практике Яснополянской школы. чИдеи Толстого-педагога не только не утратили своей ценнос ти, но приобретают все больжеа значение в свете новых требова ний, предъявляемых школе. 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=