ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993
зод о создании а его шкоде определенной системы свободного вос питания. Системообразующим фактором такого воспитания являлось оясутствие обязательности и принуждения в обу.чении и воспитании.' Основанием, базисом его системы была спонтанная, вариативная образовательно-воспитательная деятельность учителей. Среди сос- 18 энкх частей системы такого воспитания следует отметить свое образную организацию учебного процесса, учета и контроля знаний учащихся. Компоненты системы свободного воспитания были связаны, принципами гуманного отношения к детям, глубокой вары в творче ские силы детей, полной свободы, отсутствия насилия и всяких средств подавления личности ребенка, постоянной работы об удов летворении запросов детей и др. Отличительной особенностью сис темы свободного воспитания является ее локальный характер, функ ционирование системы было локализовано станами шкоды м временем пребывания в ней. Э м было ежедневное "свободное1 5-6-часовое, воспитание в условиях крепостнически-авторитарных отношений в окружающем социуме, в условиях авторитарной сеиьи. Полная свобо да ь школе и всеобьемлющий авторитаризм вокруг. :'V 4. Опыт Л.Н.Толстого, его идеи свободного воспитания разви вались в теории и практике зарубежной и отечественной школы.Раз- витив идей свободного воспитания носило скорее не перманентный, а дискретный характер. Анализ динамики возрождения интереса к проблеме свободного воспитания в отечественной истории педагоги ки и школы выявляет достаточно четкую закономерность г опыт сво бодного воспитания возрождался в периоды демократизации общест ва. Педагоги конца X IX - начала XX века в. России, 20-х, 60-х, 80-х годов в СССР внимательно изучали и в модернизированием ва- риан*е внедряли в практику обучения и воспитания учащихся многие фрагменты системы свободного воспитания, педагогические советы н рекомендации великого писателя. 119
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=