ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

Л.Н.Толстой призывал к творческому решению педагогические ситуаций в школе, к нестандартному подходу к ребенку. По его мнению, школа должна быть педагогической лабораторией, и он на практике стремился воплотить свои идеи, создав такую педагоги­ ческую лабораторию в Ясной Поляне. Таким образом, отрицая насилие над личностью ребенка, от­ стаивая право его свободного развития, призывая к индивидуаль­ ному подходу к каждому ученику в школе, Л.Н.Толстой уделял *ни мание не столько поиску средств воздействия аа учащихся для разрешения конкретного конфликта, сколько анализу причин кон­ фликтов и мерам по их предупреждению, Г.М.ФЕДОСНМОВ Курганский пединститут ПРОБЛЕМА СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ Л.Н.ТОЛСТОГО 1. Свободное воспитание как форма развития личности спора дично использовалась во всей истории человечества. Впервые на теоретическом уровне ее обосновал и изложил французский просве­ титель ХгК. Руссо, Он разработал структуру, содержание, формы методы свободного воспитания, органически связав его с природе;' и естественным развитием ребенка. 2. На "российской почве" свободное воспитание впервые было экспериментально апробировано и внедрено в практику Л.Н.Толсты! Кроме субъективных причин организации и проведения такого экеш рииента были и объективные предпосылки. Первая. Содержание вк- перимента отражало состояние конкретно-исторической обстановки демократизации в России. Эксперимент был провэ д есна волне обк ственно-педагогического движения. Вторая. Л.Н.Толстей не был. одинок в своих воззрениях на проблему свободного воспитания.Воп­ росы свободы, свободного развития человека просматриваются во многих произведениях, статьях того периода и, в частности, в зна­ менитой работе К.Д.Ушинского "Труд в его психическом и воспита­ тельном значении", в которой поднимается проблема свободного тру­ да. Третья предпосылка. Идею свободного воспитания мог реализо­ вать в России достаточно "свободный", состоятельный и авторитет ный человек. Таким и был великий писатель. 3 ».Анализ практики Л.Н.Толстого, содержания его педагогиче­ ских трудов, статей журнала "Ясная Поляна" позволяет сделать вы- 118

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=