ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993
Л. А.БАЙКОВА Тульский пединститут ПРОБЛЕМ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Л.Н.ТОЛСТОГО Современная концепция гуманистической школы предполагает развитие индивидуальных возможностей каждого ребенка. Но эта проблема не может быть решена без индивидуализации процесса обу чения, создающей условия для развития способностей учащихся. В этой связи изучение постановки данной проблемы Толстым и анализ путей ее практического воплощения в Яснополянской школе пред- ' ставлиет для нас особый интерес и значимость. В педагогичеоких взглядах Л.Н.Толстой исходил из диалекти ческого понимания происхождения и функционирования индивидуаль ного сознания, возможности прижизненного формирования способно стей. Применяя эти идеи к определению задач педагогической нау ки, писвтель пришел к выводу о i O m , что они заключаются в "и зу чении условий совпадения" деятельности "образовывающего и обра зовывающегося" и в необходимости изучения тех условий, которые препятствуют такому совпадению. Таким образом, уже изначально педагогика Толстого была сориентирована на изучение и развитие индивидуальных особенностей и возможностей учащихся. Данные теоретические положения легли в основу разработан ной Толстым модели нового образования, центральное место в ко торой занимает принцип свободного обучения и воспитания. Именно в нем Толстой видел важнейшее условие индивидуализации всего педагогического процесса. Он бил уверен, что возможности учвщЦхг ся раскроются полнее и ярче, если они станут участниками этого процесса в обстановке непринужденности, эмоционального комфорта. "Только при полней свободе можно вести лучших учеников до тех \ пределов, до которых они могут дойти... Только при полной свобо де возможно узнать, к какой специальности какой ученик имеет склонность"... Важнейшим педагогическим принципом Толстой считал индивиад- альный подход к учащимся. Он внимательно изучал особенности каж дого ребенка. Итогом наблюдений явились глубокие и психологичес ки точные словесные портреты детей, которые приводятся в дневни ковых записях Яснополянской.шкелы. Толстсй-педэгсг.учитывал не только кизнешшй опыт, знания, умения свсих учоников.’ но и осо бенности мышления, речи, памяти, степей!) с^ормироаэнности целе вой и нравственной сфер личноету. I I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=