ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

Л. А.БАЙКОВА Тульский пединститут ПРОБЛЕМ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Л.Н.ТОЛСТОГО Современная концепция гуманистической школы предполагает развитие индивидуальных возможностей каждого ребенка. Но эта проблема не может быть решена без индивидуализации процесса обу­ чения, создающей условия для развития способностей учащихся. В этой связи изучение постановки данной проблемы Толстым и анализ путей ее практического воплощения в Яснополянской школе пред- ' ставлиет для нас особый интерес и значимость. В педагогичеоких взглядах Л.Н.Толстой исходил из диалекти­ ческого понимания происхождения и функционирования индивидуаль­ ного сознания, возможности прижизненного формирования способно­ стей. Применяя эти идеи к определению задач педагогической нау­ ки, писвтель пришел к выводу о i O m , что они заключаются в "и зу­ чении условий совпадения" деятельности "образовывающего и обра­ зовывающегося" и в необходимости изучения тех условий, которые препятствуют такому совпадению. Таким образом, уже изначально педагогика Толстого была сориентирована на изучение и развитие индивидуальных особенностей и возможностей учащихся. Данные теоретические положения легли в основу разработан­ ной Толстым модели нового образования, центральное место в ко­ торой занимает принцип свободного обучения и воспитания. Именно в нем Толстой видел важнейшее условие индивидуализации всего педагогического процесса. Он бил уверен, что возможности учвщЦхг ся раскроются полнее и ярче, если они станут участниками этого процесса в обстановке непринужденности, эмоционального комфорта. "Только при полней свободе можно вести лучших учеников до тех \ пределов, до которых они могут дойти... Только при полной свобо­ де возможно узнать, к какой специальности какой ученик имеет склонность"... Важнейшим педагогическим принципом Толстой считал индивиад- альный подход к учащимся. Он внимательно изучал особенности каж­ дого ребенка. Итогом наблюдений явились глубокие и психологичес­ ки точные словесные портреты детей, которые приводятся в дневни­ ковых записях Яснополянской.шкелы. Толстсй-педэгсг.учитывал не только кизнешшй опыт, знания, умения свсих учоников.’ но и осо­ бенности мышления, речи, памяти, степей!) с^ормироаэнности целе­ вой и нравственной сфер личноету. I I

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=