ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

зации проекта. Задача позитивного'преобразования Я-концепции студента яв­ ляется сегодня признанным ориентиром гуманистического подхода в педагогика, основным средством обеспечения саморазвития всех, кто вовлечен в сфар^ обучения и воспитания. Л.С.СЙЛШНКОВА Лесосибирский пединститут Л.Н.ТОЛСТОЙ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО НАВЫКА ЧШИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Работая над "Азбукой1 и "Новой азбукой", Л.Н.Толстой факти­ чески создал целую литературу для детей младшего школьного воз­ раста: 629 произведений, из которых в учебники для детей сачим автором было отобрано немногим более половины, а 256 текстов ос­ тались в рукописях. Среди обширного педагогического наследия великого писателя хотелось бы выделить ту ее часть, которая адресована начинающим читателям, тем, которые овладевают механизмом чтения по Букварю или ^абуке и первым книгам для чтения. Современная психология называет этот этап формирования навыка чтения слого-аналитичес- 8имс У большинства детей единицей чтения является слог, у неко­ торых - слово. На ступени слсго-анндитическсго чтения важное значение в восприятии читаемого теиста имеют длительность, так как "поле чтения" первоклассника составляет 4-5 букв. Большую роль играет такае и внешняя ферма слова: сочетание согласных звукоз затрудняет чтение. Наиболее удобно читаемой,ви­ димо, следует читать двуейодиу») структуру слове с ритмом хорея (чередование ударного и безударного слогов): т |ч в , Т$ле, р$ки, p lfa i, хЬъи, а из трехсложных слов - с ритмом амфибрахия (без­ ударный - ударный безударный): работа, аебАта, малйна. При составлении "Азбуки" и особенно "Новой вабуки" Л.Н.тол­ стой скорее интуитивно учитывал вти психологические особенности детей: ведь они описаны наукой, много лет спустя. Так, например, Вб с . 4 "Новой азбуки» даны 100 двусложных слов, из них 82 а раз­ мере хорея (Тула, вубы) и 18 в размере менее привычного четям ямба (губа, душа), причем все они помещены компактной группой б конце списка слов. Этот ай принцип подачи можно проследить и на с .7: не-бо, репа, в конце - перо, село. На с.14 вся 40 двусложных слов даны в размере более привычного хорея: кости, плечи. Поче­ му? 8то первые слова со стечением двух согласных, а сасаности- 109

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=