ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

(Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы). Л.Н.Толстой - глубокий психолог. В своих дневниках и пись­ мах он не раз высказывал свой взгляд на человека как на сложное, постоянно меняющееся явление жизни. В письме к Н.В.Алехину I I декабря 1896 года он пишет: "Напрасно представляют себе челове­ ке сильным, слабым, добрым, злым, умным, глупым; человек бывает и то и другое, то силен, то слаб, то разумен, то безумен, то добр, то зол; человек не определенная постоялчая величина, а нечто постоянно изменяющееся, то спускающееся, то поднимающееся". | Художественные произведения Л.Н.Толотого отмечает глуоокое проникновение в душевный мир человека, ви многих произведениях - ребенка. Так, в трилогии "Детство. Отрочество. Юность" он уди­ вительно тонко описывает самые разнообразные движения души Нико- леньки,поразительно верно понимая психологию ребенка. В настоящее время, время поворота к личности ребанка, как никогда актуально изучение педагогического наследия /I.Я.Толсто­ го. В .0 .СИДОРЕНКО Тульский пединститут МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПаТА НРАВСТВЕННОГО CAMOCOBh'PuiEHCTBOBA- НИЯ МОЛОДОГО Л.Н.ТОЛСТОГО В РА8ВИТИИ ПОЗИТИВНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Профессиональная подготовка учителя требует соответствую­ щей программы, в которой теме развития позитивной Я-концепции студентов делана занимать подобающее ей место. ^ Я-концепция - зто динамическая система представлений челове­ ка о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Я-концепцин создает у человека ощущение своей постоянной определенности, самотождественности. Наличие у учителя позитивной Я-концепции благотворно сказы­ вается не только на его повпдении а классе, но й на успеваемости учащихся, которые, общсРКсь с человеком, уворенным в их возможно­ стях,. начинают проявлять свои способности в полной мере и приоб­ ретают ощущение собственной ценности. Учителя, не любящие свою работу* испытывающие чувство лнчностной или профессиональной не­ адекватности, непроизвольно создают в классе атмосферу, соответ­ ствующую этим ощущениям. 107

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=