ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

ника начинается с изменения самого подхода к цели обучения, отрекается на его содержании и методах. Толстой сурово крити­ кует существовавшие методы обучения и дает глубокое теоретиче­ ское обоснование необходимости создания принципиально новой школы, основанной на внимании к душевной жизни ребенка, разви­ тии у каждого школьника самостоятельности и инициативы в овла­ дении знаниями. В статье "О неродном образовании" он с возму­ щением пишет о печальных результатах школьного образования*уби- вающего всякую живую мысль, воображение, творческую фантазию ребенка. Эти мысли он развивает и конкретизирует в работах, носящих методический характер. Глубокое проникновение в специфику обу­ чения, прекрасное понимание успехов и неудач в применении любо­ го метода мы видим в статье "О методах обучения грамоте": "Вся­ кая отдельная личность, для того, чтобы выучиться наискорейзшм обрезом грамоте, должна быть обучена совершенно особенно от вся­ кой Другой и потому для каждого должна быть особая метода". В "Книгз для чтения" Л.Н.Толстой рекомендует учителю создавать каждому ученику такие условия, "чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях". Глубокое и тонкое понимание психини детей позволяют ему найти в "Новой азбуке", "Книге для чтения" путь к уму й Чувствам ребенка. По справедливому мнению Л.Н.Толстого, школа должнё пред­ ставлять собой педагогическую лабораторию, где учитель занят тщательным изучением индивидуальных особенностей каждого вварен­ ного ему ученике в отдельности и всего коллектива в целом, где педагог на основании этих знаний будет проверять свои методы обучения и воспитания и совершенствовать их: "Наидучший учитель будет тот, у которого сейчас под рукой разьяснание тоге, что ос­ тановило ученика". Яснополянская школа и являлась той подлинной лабораторией, где шли неустанные поиски наиболее плодотворных методов обучения Внимание к' личности школьнике у Толстого проявлялось во всем: в организации учебной работы детей и создании учебников и учебных пособий, > выборе методов и приемов обучения, в требованиях к учителям. Толстой постоянно изучал особенности своих питомцев, различая каждую черту индивидуальности ребенка. Его записи о Яонополянокой школе проникнуты теплотой и заботой о ребенке: "Недавно мне удалось подметить такое расцветание понимания у од­ ной вабитой девочки, с месяц молчавшей..."; "Надобно только сле­ дить эа ниц ...", - пишет он о новом ученике, поступившем к нему 106

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=