ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993
учащихся увеличилось, Толстой освобождал под класс свою комна- t j) * 3. Широкое использование аналогий - принцип, позволяющий д.Н.Толстому насытить содержание.обучения воспитывающими ситу- еяиями. К . 4. ЛолоЯьзсвание игровых ситуаций в процессе обучения . как принцип, упражняющий детей в активном осмыслении учебного мате риала. 5. Принцип деятельной сущности учителя как реализация Толстым активной маненной позиции. К 6. Описание внешности детей как принцип психологической ха рактеристики личности. ^Почти во всех "портретах" гневности вос- витанникоз уделяется большее внимание, причем не только с целью собственно описания облика, 8 о целью подчеркивания индивидуаль ности ребенка (Пронька - болезненный, но даровитый ученик, Федь ке - лихая, поэтическая натура, Егор - талантливый мальчик и т .д .). Такое внание своих учеников помогало Толстому установле нию дидактического едийства. ■ Систематизация данных принципов не является исчерпывающей, они лишь позволяют расширить границы проблемы, поставить ее как проблему поиска зависимости активности учеников от деятельной сущности личное!и Л.Н.Толсторо-пвдагога. ✓ Л.В.САФРОНОВА Тульский пединсти!ут ИДИЗКДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РЕБЕНКУ В ТВОРЧЕСТВЕ Л.Н.ТОЛСТОГО формирование свободной, творчески мыслящей личности глубоко аолновэло Л.Н.Толстого. Значительное место в его рбботах занижа ет проблема индивидуального подхода к ребенку, неразрывно свя занная с гуманистическими идеалами великого педагога. Индивиду альный подход к ученику Толстой считал основой, на которой дол жен строиться учебный процесс. В это понятие Лев Николаевич ^ аключал знание психологии ребенка, проникновение в м;;р его чувств и создание для него наилучяих условий обучения и воспи тания. В теоретических и научнс-публицистлческих работах Л.И.Тол-. стой изложил свой взгляд на индивидуализацию учебно-воспита тельного процесса. Рн отмечал, что внимание к лгчности гкоаь-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=