ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993
лемы. Доставленный вопрос о свободе Толстой рассматривал, во- первых, с точки зрения организации народного образования в стране и, во-вторых, как руководящий принцип, определяющий сущ ность воспитания и обучения, взаимоотношения учителя и учащихся в школе. . Касаясь понимания свободы в деле организации шкод, Толстой писал,'что нельзя государственным путем принудительно насаждать сцртеыу школ в стране, а надо дать народу возможность свободно проявить свою волю в деле образования. Свободное воспитание представлялось Толстому процессом са мопроизвольного раскрытия высоких нравственных качеств, якобы изначально присущих детям. Толстой говорил о недопустимости грубого внедрения в сознание учащихся определенных убеждений. И хотя он ошибался, считая, что свобода в воспитании достигается предоставлением учащимся права слушать или не слушать учителя, ходить или не ходить на уроки и др., значение принципа свободы в учебно-воспигательном процессе бесспорно. . Идея свободного воспитания созвучна идеям педагогики сот рудничества. Современная школа призвана создавать все условия для свободного развития задатков детей, проявления их инициати вы и м орче стза. Безусловно, ребенок не может развязать свои способности в условиях авторитарной школы, без необходимой сво боды и поощрения инициативы. Вот почему необходимо-чаще обра щаться к педагогическому наследию Л.Н.Толстого. Толстой был прав, считан принцип свободы в восаитательно-обравовательнсм процессе'универсальным руководящим началом, яоторому предстоит будуаев. 1Г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=