ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1992

звуки, которыетеперьужасовсем похоже были насдержанныеры- даняя". 7 ~ ВавторскихремаркахявноподчеркнутаманераПоэднышзва, со­ путствующаяегорассказу, манера, граничащаявизвестноймерес 'жестиксй; ср.: “Онбеспрерывноменялпозы, тоснималшайку, то надевалее...*; "...тсгда онпоспешновсталнасиденьеизадер­ нулзанавескойфонарь"; "онвдругприподнялся л переселксамо­ муорну”; "...он становилсявсеболееиболеепевучимивырази­ тельным"; "повторилон.;, истадшевелиться."сказал он,усев­ шисьопятьпротивменяиширокораскрывногиинизкоопершисьне нихлоктями". Всястасоьокушшстьчерт, отражающаясостояниегероя,повести /взволнованность, раздражительность, резкостькриаа*;и/, составляетодинизэкспрессивныхплановтекста. Особенноусилива­ ютэкспрессивностьрассказа-монологаЗоаднышезадиалогическиемо­ дели, представленныевзначительноеколичестве и разкоаанровыли. Прерывается, капришр, часторовныйходналоженияриторическими вопросами, которые, какизвестно, нетребуютпосвоемустатусуот­ вета: внихсосредоточеноссгбщешзиответнаяреакциясобеседни­ ка, т.е. онипосуществузнаменуютgc-бойэмстивныйимплицитныйди­ алог/ритррнческЕЙдиалог/: "да зачемнамоыть':", *А житьзачем?"; "А точтожразводитьнищих ."газвенеяснобыло, чтомеаду нимивсесовершилосьвэтоа -зчер? иразвеневидно.было, чтоуже вэтотвечер... ониоба... испытывалинекоторыйстыдпослетого, чтослучилосьсними?”. Риторическийдиалогстановилсяколоритнее дополнительнымиинтонациями:."й зто-тосвятоедеконарушается- чейже? - страшноподу,оать!" Пргобладаеавопросно-ответныйдиалогвустахПоеднышева, так называемый'"двугалсеньйдиалог". Силаегоизобразительностивтом, чтоонконструируетсянаинтонационномтекстовомматериалеповест­ вовалияразнообразитсяинойраз.внутреннейневасказанностью речи. ,Ср.: "Какиебылипервыепризнакимоейлюбви?Ате, чтояпредавал­ сяживотнымизлишествам..."; "du думаете, чтояотступаюотрасска- за? Нисколько! этоявсерассказываювам, какяубилжену"; "И это ктоже? Царьприроды, человек"; "Ведьестественночто?дезкасо­ зрела, чадоеевыдать"; "лак? Что? - думаля. - Люоовь- союздуш, * вместоэтоговотчто! дане«ожегбыть, даэтонеона!" Сгустокэкспрессивнойнасыщенноститекстасоставляютостровки сосредоточенностиинтонированныхреплик, гдесмещениеинтонаций 98

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=