ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1992
\ Т.В.РЕНСКАЯ Тульскийпединститут РИТОРИЧЕСКИЙВОПРОСКАКСРЕДСТВООБРАЗОВАНИЯАВТОРСКИХ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХЕДИНИЦВПРОИЗВЕДЕНИЯХЛ. Н. ТОЛСТОГО Образованиеавторскихфразеологическихединит? /ФЕ/ состро ениемпредложениясвязаносовторичнойноминациейсинтаксически несвободныхпредложений, имеющиходинаковоемор{юлого-грэммати- ческоестроение, вопределенныхусловияхупотребления . НеобходимымиусловиямиформированияФЕизпредложенияявля ется, во-первых, постоянныйпорядокслов, наличиеслов-компонен товместоимений. Интонациявходитвчислоязыковыхсредств, соз дающихиоформляющихпредложение. Поэтомуинтонацияявляетсяод нимизосновныхязыковыхсредств, способствующихобразованиюок казиональных, тоестьавторских,фразеологическихединицсостро ениемпредложения 2 , Особуюрольприэтомиграетриторическийвопрос. Дваопре деленияриторическоговопроса, данныевразныхсловаряхлингви стическихтерминов, точноуказываютнаегоособенности .Сравните определения: "Вопросриторический- фигураречи, состоящаявпри данииутверждениюилиотрицаниювопросительнойформыдлятого, чтобыпривлечьусиленноевниманиеолушателя, повыситьэмоциональ ныйтон" 3 . Идругоеопределение: "Вопросительно-риторическое предложение, содержащееутверждениеилиотрицаниевформевопро са, накоторыйнеожидаетсяответ" 4 . Исходяизопределений,мож ноотметить, чтовриторическомвопросевозможнобольшоеколиче створеализацийинтонационныхконструкций/ИК/, таккакриториче скийвопросглавнымобразомвыражаетэмоцииинетребуетответа. РиторическийвопросЗачто? являетсясинтаксическинесво боднымпредложениемJ . ПриупотреблениивпроизведенияхЛ.Н.Тол- стогоданноепредложениеприобретаетсвойстваавторскойФЕ. Это муспособствуетварьированиеинтонацииивследствиеэтоговарьи рованиезначенияФЕ. -• СловарноезначениериторическоговопросадановССРЛЯпод Цифрой9: "С вин. означает: нопричине, вследствиечего-либо... 3&_ЗХ£'7 Покакойпричине? /ССРЛН, т. 4, с. 202/.ЛюбикКарпыч: 3^ 310 менягонят? А.^етровский. Бедностьнепорок". ТакоетолкованиесовпадаетсданнымиТСУ/ср. примерное 75
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=