ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1992

\ Т.В.РЕНСКАЯ Тульскийпединститут РИТОРИЧЕСКИЙВОПРОСКАКСРЕДСТВООБРАЗОВАНИЯАВТОРСКИХ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХЕДИНИЦВПРОИЗВЕДЕНИЯХЛ. Н. ТОЛСТОГО Образованиеавторскихфразеологическихединит? /ФЕ/ состро­ ениемпредложениясвязаносовторичнойноминациейсинтаксически несвободныхпредложений, имеющиходинаковоемор{юлого-грэммати- ческоестроение, вопределенныхусловияхупотребления . НеобходимымиусловиямиформированияФЕизпредложенияявля­ ется, во-первых, постоянныйпорядокслов, наличиеслов-компонен­ товместоимений. Интонациявходитвчислоязыковыхсредств, соз­ дающихиоформляющихпредложение. Поэтомуинтонацияявляетсяод­ нимизосновныхязыковыхсредств, способствующихобразованиюок­ казиональных, тоестьавторских,фразеологическихединицсостро­ ениемпредложения 2 , Особуюрольприэтомиграетриторическийвопрос. Дваопре­ деленияриторическоговопроса, данныевразныхсловаряхлингви­ стическихтерминов, точноуказываютнаегоособенности .Сравните определения: "Вопросриторический- фигураречи, состоящаявпри­ данииутверждениюилиотрицаниювопросительнойформыдлятого, чтобыпривлечьусиленноевниманиеолушателя, повыситьэмоциональ­ ныйтон" 3 . Идругоеопределение: "Вопросительно-риторическое предложение, содержащееутверждениеилиотрицаниевформевопро­ са, накоторыйнеожидаетсяответ" 4 . Исходяизопределений,мож­ ноотметить, чтовриторическомвопросевозможнобольшоеколиче­ створеализацийинтонационныхконструкций/ИК/, таккакриториче­ скийвопросглавнымобразомвыражаетэмоцииинетребуетответа. РиторическийвопросЗачто? являетсясинтаксическинесво­ боднымпредложениемJ . ПриупотреблениивпроизведенияхЛ.Н.Тол- стогоданноепредложениеприобретаетсвойстваавторскойФЕ. Это­ муспособствуетварьированиеинтонацииивследствиеэтоговарьи­ рованиезначенияФЕ. -• СловарноезначениериторическоговопросадановССРЛЯпод Цифрой9: "С вин. означает: нопричине, вследствиечего-либо... 3&_ЗХ£'7 Покакойпричине? /ССРЛН, т. 4, с. 202/.ЛюбикКарпыч: 3^ 310 менягонят? А.^етровский. Бедностьнепорок". ТакоетолкованиесовпадаетсданнымиТСУ/ср. примерное 75

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=