ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1992

развсоответствиясконкретнойхудожественнойзадачей. Словес­ ныеобразыидетали, передгшциерадость, движение, полнотулиз­ нинапределеэмоциональногонапряжениявначалесражения, пре­ вращаютсязатемвсвоюпротивоположность, всимволсмерти t раз­ рушения, нетеряяприэтомсвоейреалистическойосновы. Словесныеобразы, основанныенаконтекстуальносинонимиэи- руицихсялексическихединицах, входятвтематическуюгруппус теснойсмысловойсвязьюкомпонентоввнутринее. Молния, гроза. двет. огонь, блеск, теплота; светить, блестеть, блестящий- се­ мантическиепризнакисловэтойгруппы иррадиирувтвконтексте, характеризуясьсложнымвзаимодействием. Молнииутреннегосвета, радупциоивеселящиеПьера, становятсямолниямискрытого, разго­ рающегосяогняналипахсражающихсяимолниямиприближающейся грозы,- происходитпсихологическоеусложнение ж переосмысление детали, раскрывающеесяразвернутымсравнениемвсоставаметафо­ рическогоконтекста; "Какизпридвигающейсягрозовойтучи, чаще ачаще, светлееисветлеевспыхивалиналицахвсехэтихлюдей /какбыв отпор совершающегося/ молниискрытого, разгорающегося - огня. Пьер... весьбылпоглощенвсозерцаниеэтого, всеболее ж болееразгорающегосяогня, которыйточнотакже/он чувствовал/ разгорался я вегодуше". Образвнутреннегоогня, молниямивспыхивавшегоналицахуча­ стниковсражения, являетсясквозным, имеясвоелогическое ж компо­ зиционноезавершение: "Грозоваятучанадвинулась, я яркововсех лицахгорелтотогонь, заразгораниемкоторогоследилПьер". РазвитиесемантическихпризнаковидетполиниисходстваПри­ родногоявленияидушевногосостояниячеловека, связупцимцентром, какобычно, являетсяглаголсегопредикативнойсгаоЯ/"на всех лицахгорел... огонь" - "всеболееиболеегазгоаалосьос?щеооп­ адение"/. Следующаяступеньразвитиястержневогообразаогонь- £££2 характеризуетсяболеевысокимуровнемабстракции- этопе­ реходотприподнятогодушевногосостояниягероевкпонятиюпат­ риотизма: "СтрогиевыражениялицсвотилисьдлянегоЛ^ьера. - Л«Б./ новымсветом. Онпонялтускрытую/ A v /, кокпо­ коритсявфизике, теплотупатриотизма, котораябылавовсехэтих люДях..." Многозначностьсловасвет/"излучение", "освещение", "®рен* До. чтоподпетдонцу. :">цтнш мир"/, метоижмичесдесая- егососг/е.ч'ымпонятиемтог ?та. повторытерминологического Лп

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=