ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1992

сивые, твердые, верныезвуки" выстрелов, которыепроизводят "торжественное" впечатление. Описаниюзвуковпосвященотдельныйабзац, настольковелика художественнаяимировоззренческаязначимостьэтойдетали. Оно пронизановарьирующимисяповторамипосхеме: лымвыстрела- интеивол- звук . Самритмизображения, размеренныйиупорядочен­ ный, ужесоздаетвпечатлениекрасоты, гармоничностисочетания цветаизвука. Присоединяютсяиупорядоченныеколичественныеха­ рактеристики- временнаяперсиективасоседствуетсперспективой массы, объема: первыйдым- "круглый, плотный", похожийна"ок­ руглый, плотныймячик", превращающийсяв"шар", упушек- "боль­ шиедымысосвоимиторжественнымиотголосками", онисоседствуют с"маленькимидымкамиружей", дающими"своималенькиеотголоски". Парадоксальностьотвлеченно-эстетическихоценокпримени­ тельноквойнесодержитсявподтексте, толькоодинразнаходя открытоевыражениевовводномкороткомзамечании: "Этидымывы­ стрелови, странносказать, звукиихпроизводилиглавнуюкрасо­ тузрелища". Парадоксальнаисамасвязьявлений, подчеркнутаявтексте,- раннееутро, начинающееновыйденьдлячеловека, игрядущий ужассмерти, разрушения, гибели, покаещезагнанныйвглубь, как будтонеосознаваемый. Неслучайнопослепанорамыместности "видсамогополясражения", егокрасотаболеевсегопоражает Пьера. Приемомостраненногоизображенияявляетсяздесь у Льва ТолстогопомещениеназванийреалийвойныВприподнято-торжествен­ ныйэмоциональныйцентркартины. Началосражениядинамично/"все было.оживленно..."/, дви­ жениесообщаетособуюпрелестьфантастическойкартине, которую наблюдаетПьер: "вседвигалосьиликазалосьдв:да*р 1 мся" - вот лейтмотивкартины, разворачивающийсяврядыдеталей. "Казалось то, чтодымыэтибежали, то, чтоонистояли, имимонихбежали леса, поляиблестящиештыки". Ьежащь, двигаться, тянуться- этиглаголыявляютсяключевымивцентральнойизаключительной частяхописанияначаласражения. Зрительноевпечатлениепостоянногодвижения, жизнисозда­ етсяблагодарязаволакивающейпослезыбкойпеленетуманаидыма. ОписаниеотдельныхэтаповБородинскогосраженияпривсем различиивнутреннеедино. Охудожественнойцелостностисцен свидетельствуютлейтмотивныеобразы, прообразованныекаждый 40

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=