ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1992
Л.В.БУБЛЕЙНИК Ауцкийпединститут ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙАНАЛИЗТОЛСТОВСКОГОТЕКСТА ¥ /СЦЕНЫБОРОДИНСКОГОСРАШШЯ В"ВОЙНЕИМИРЕ"/ ДляанализавыбранысценыБородинскогосражения имеющие важноемировоззренческоезначениевроманеивоплощающиесуще ственныечертытолстовскойстилистическойманеры. Организующаялинияназванногофрагмента- этапыподготов ки, начала, развертыванияизавершениясражения. Временнаяпер спективаподчеркнутасопоставлением"прежде" - "теперь", "вче ра" - "теперь". Вомногомопределяетхарактерописанияиповест вованиясубъектнаяточказрения- восприятиеПьера: этачерта, в частности, формируетоднуизгранейтой"субъективности" "Вой ныимира", вотличиеот"объективности" болеепозднихпроизве денийЛ.Н.Толстого/"АннаКаренина"/, окоторойговорилБ.Эйхен- баум Всозданиивременнойперспективыважноеидейно-художествен ноезначениеимеютдвапейзажа- описаниепанорамыместности,от крывающейсясвнестикурганапередгероемдважды: приосмотре местабудущегосраженияивсамомегонлчале. Подчеркнутый, парал лелизмизображенияостанавливаетвниманиечитателя. Даетсяне •толькооднаитажеточкаобзора, ноиодноитожевремядня- раннееутро, кохда"сол!щестоялонескольковлевоисзадиПьера". ТакпредставленвкомпозициисценыизлюбленныйуЛ.Н.Толстого приемварьирующегосяповтора. Параллелизмэлементоввнешнихситуацийопределённымобразом выявляеттенесовпадения, делаяихболеерельефнымиv которые, яв ляясьпринципиальными, характеризуютпозициюавтора Несовпаде ниепереходитвпротиворечие, формируетпротивопоставление, что такжехарактернодля.стилистикиЛ.Н.Толстого4 . Повтор, содержа щийвнутреннеепротивопоставлениенауровнецелоготекста, наком- позиционно-синтаксическомуровне, развивается, усиливаетсяповто ромтематическихтекстовыхгрупп, переходящимвантитезу. Субъектнаяточказрениявводитдетали, предполагающиедвоя коеосмыслениеисвязывающиепозициигерояиавтора. Так, особен ностипейзажанаканунесражения, увиденныеПьером, никакнеукла дываютсявегосознаниивкартинувойны: в"живой" местности 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=