ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1992

Л.В.БУБЛЕЙНИК Ауцкийпединститут ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙАНАЛИЗТОЛСТОВСКОГОТЕКСТА ¥ /СЦЕНЫБОРОДИНСКОГОСРАШШЯ В"ВОЙНЕИМИРЕ"/ ДляанализавыбранысценыБородинскогосражения имеющие важноемировоззренческоезначениевроманеивоплощающиесуще­ ственныечертытолстовскойстилистическойманеры. Организующаялинияназванногофрагмента- этапыподготов­ ки, начала, развертыванияизавершениясражения. Временнаяпер­ спективаподчеркнутасопоставлением"прежде" - "теперь", "вче­ ра" - "теперь". Вомногомопределяетхарактерописанияиповест­ вованиясубъектнаяточказрения- восприятиеПьера: этачерта, в частности, формируетоднуизгранейтой"субъективности" "Вой­ ныимира", вотличиеот"объективности" болеепозднихпроизве­ денийЛ.Н.Толстого/"АннаКаренина"/, окоторойговорилБ.Эйхен- баум Всозданиивременнойперспективыважноеидейно-художествен­ ноезначениеимеютдвапейзажа- описаниепанорамыместности,от­ крывающейсясвнестикурганапередгероемдважды: приосмотре местабудущегосраженияивсамомегонлчале. Подчеркнутый, парал­ лелизмизображенияостанавливаетвниманиечитателя. Даетсяне •толькооднаитажеточкаобзора, ноиодноитожевремядня- раннееутро, кохда"сол!щестоялонескольковлевоисзадиПьера". ТакпредставленвкомпозициисценыизлюбленныйуЛ.Н.Толстого приемварьирующегосяповтора. Параллелизмэлементоввнешнихситуацийопределённымобразом выявляеттенесовпадения, делаяихболеерельефнымиv которые, яв­ ляясьпринципиальными, характеризуютпозициюавтора Несовпаде­ ниепереходитвпротиворечие, формируетпротивопоставление, что такжехарактернодля.стилистикиЛ.Н.Толстого4 . Повтор, содержа­ щийвнутреннеепротивопоставлениенауровнецелоготекста, наком- позиционно-синтаксическомуровне, развивается, усиливаетсяповто­ ромтематическихтекстовыхгрупп, переходящимвантитезу. Субъектнаяточказрениявводитдетали, предполагающиедвоя­ коеосмыслениеисвязывающиепозициигерояиавтора. Так, особен­ ностипейзажанаканунесражения, увиденныеПьером, никакнеукла­ дываютсявегосознаниивкартинувойны: в"живой" местности 46

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=