ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1992

стическойсистемехудожественногопроизведенияиспытышетги себевлияниемировоззренияписателя, ипоэтомувсловарнойста­ тьесовершеннонеобходимаирисутствиеконтекста, отражающегоав­ торскуюпозицию, авторскоепониманиеописываемого. Например, в следующихконтекстахприлагательное "великил" .приобретаетотри- цательнуюоценонность, котораяобъясняетсявзглящшаписателя нарольличностивистории: "В историческихсобит.ттакнабива­ емыевеликиелццисутьярлыки, менеевсегоимеютсвязиссамим событием"; "Величественное! Великое! Наполеонвеликий! Отвели- чественногодосмешноготолькошаг". Авторскоевидениеописыва­ емыхсобытийспособствуетпоявлениюиндивидуальнойотрицательной оценочностиуслова"гениальный": "Наполеон, этотгеняалы;1:.! из гениевиимевшийвластьуправлятьармиею, ltrat утверждаютистори­ ки, ничегоэтогонесделал"; "Гениалышi !Ьполеонсделалэто/по­ губилфранцузскуюармию/*. Цитациядолжнаотражатьвлияниеобразаперсонажанаотбори семантическоепреобразованиеязыковыхединиц. Например, необыч­ ноеиспользованиеслова"комнатный", передающеесостояниеНико­ лаяPocToiia: "Он /французскийдрагунскийофицер/, испуганнощу­ рясь, какбудтоожидаявсякуюсекундуновогоудара, сморщившись, свыражениемужасавзглянулсразувверхиаРостова. J‘uuo его,блед­ ноеизабрызганноегрязью, белокурое, молодое, сдырочкойнапод­ бородкеисветлымиголубымиглазами, былосамоенодляполясра­ жения, невражескоелтю. асамоепростоекомнатноелицо". Приотборецитатнеобходимообратитьвниманиенаиспользо­ ваниеключевыхслов, определяющихведущуючертухарактерагероя. Ьомногихисследованияхвтойилиинойсвязирассматривается определение"лучистый", котороеявляетсяведущимвописаниивнут­ реннегомиракняжныМарьиВолхонской. Слово"лучистый" выступает втекстероманавсочетанииссуществительнымиглаза, взгляд. £.ветглаз, блескглаз, приэтомобразсоздаетсячащевсегоодно­ временноразноплановымиединицамисветовогополя, например: лу­ чистой, яркийблеск ,. глазакняжныбольшие, глубокиоилучистые. Лексикографическоеисследованиеслова"спокойный" убедительнодо­ казывает, чтоэтословостановитсяпостояннымспутникомлюдей искусственных, бездуховных. ТаковапреждевсегоЭлен, какбыис­ черпывающаясебявзримомоблике, постоянноравнаясебе, краси- пая. спокойная, позволяющаялюбоватьсясобойвсем: "Ежелион ^ьер/ когда-нибудьдумалобЭлен, тодумалименноооокрасоте 37

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=