ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1992
стическойсистемехудожественногопроизведенияиспытышетги себевлияниемировоззренияписателя, ипоэтомувсловарнойста тьесовершеннонеобходимаирисутствиеконтекста, отражающегоав торскуюпозицию, авторскоепониманиеописываемого. Например, в следующихконтекстахприлагательное "великил" .приобретаетотри- цательнуюоценонность, котораяобъясняетсявзглящшаписателя нарольличностивистории: "В историческихсобит.ттакнабива емыевеликиелццисутьярлыки, менеевсегоимеютсвязиссамим событием"; "Величественное! Великое! Наполеонвеликий! Отвели- чественногодосмешноготолькошаг". Авторскоевидениеописыва емыхсобытийспособствуетпоявлениюиндивидуальнойотрицательной оценочностиуслова"гениальный": "Наполеон, этотгеняалы;1:.! из гениевиимевшийвластьуправлятьармиею, ltrat утверждаютистори ки, ничегоэтогонесделал"; "Гениалышi !Ьполеонсделалэто/по губилфранцузскуюармию/*. Цитациядолжнаотражатьвлияниеобразаперсонажанаотбори семантическоепреобразованиеязыковыхединиц. Например, необыч ноеиспользованиеслова"комнатный", передающеесостояниеНико лаяPocToiia: "Он /французскийдрагунскийофицер/, испуганнощу рясь, какбудтоожидаявсякуюсекундуновогоудара, сморщившись, свыражениемужасавзглянулсразувверхиаРостова. J‘uuo его,блед ноеизабрызганноегрязью, белокурое, молодое, сдырочкойнапод бородкеисветлымиголубымиглазами, былосамоенодляполясра жения, невражескоелтю. асамоепростоекомнатноелицо". Приотборецитатнеобходимообратитьвниманиенаиспользо ваниеключевыхслов, определяющихведущуючертухарактерагероя. Ьомногихисследованияхвтойилиинойсвязирассматривается определение"лучистый", котороеявляетсяведущимвописаниивнут реннегомиракняжныМарьиВолхонской. Слово"лучистый" выступает втекстероманавсочетанииссуществительнымиглаза, взгляд. £.ветглаз, блескглаз, приэтомобразсоздаетсячащевсегоодно временноразноплановымиединицамисветовогополя, например: лу чистой, яркийблеск ,. глазакняжныбольшие, глубокиоилучистые. Лексикографическоеисследованиеслова"спокойный" убедительнодо казывает, чтоэтословостановитсяпостояннымспутникомлюдей искусственных, бездуховных. ТаковапреждевсегоЭлен, какбыис черпывающаясебявзримомоблике, постоянноравнаясебе, краси- пая. спокойная, позволяющаялюбоватьсясобойвсем: "Ежелион ^ьер/ когда-нибудьдумалобЭлен, тодумалименноооокрасоте 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=