ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1992

жестокил" приописанииШолохова: светлы ii. н.глыйвзгляд; x'ojij— бывглазась-.отрелинаглавнокомандующеготакжедерзко, каки нааолкоьогокомандира; коаскное. наглоеитвемо-насмсьтавае ллцо; прекрасные. наглыеглаза; светлый. холодныйвзглядДоло- хова; холоднеелицо; хололный. стеяллтшй. шгюго нообещающий взгляд; взглядего/Далохсва/ вспыхивал-аглч:.;.! блеском. От­ метайуэтихсловвозникающуювконтекстедекоративность. . , Такимобразом, контекстыпомогая? описатьзначенияслова, онидополняюттолкованиелексемы, расширяютношепредставление обособенностяхиспользованияязыковойединицы. ОбъемконтекставСловареромана"Войнаимир" неодинаков, зависитоттипазначения* Дляиллюстрациихарактераиспользова­ нияпррыыхноминативныхзначенийдостаточныкраткиеконтексты; длятехязыковыхединиц, которыеприобретаютвтекстеиндивиду­ альность, неиб>одамиСамыепространныецитаты. Например, вширо­ комконтекстенуждаетсялексикографическоеописаниесуществи­ тельного"небе", темболее .чтоТолсто;! рисуетнамперерождение героя-спомощьюоднойдетали- "высокого, бесконечногонеба", символизирующегоьечтотакое, чтостоитнадстремлениемладей кславе, власти, .ог.щестауичтодоказываетничтожествоэтих .отрешений. Вэто»- случае,какписалакад. В.В.Виноградов, "об­ щиелексическиезначенияслов"перекрываются" ивытесняютсяин­ дивидуально-символическимисмыслами". Цитатыпомогаютсвозмож­ но-; полнотойпередатьносразуочевидныйконтекстуальныйсмысл слога. Так, вописанииПорисаприлагательное"светлый" приобре­ таетновыйс m /сл- ’'бедны!:, ничемнепримечательный, искусствен­ ный, неестественный": "... - Иоченьмил, очень,-оченьмил1 Толь­ конесовсемвмоемвкусе- онузкий, такой, какчасыстоловые ... насовсемвьоецвкусе... Вынепонимаете?... Узкий, знаете, серый, светлый.Необычное использованиеприла 1 ’ательного "толстый’* всочетаниисо'словом"смех" можетбытьпонятнотолько вконтексте: "Вдругон/ПьерБезухов/ хохоталсвоимтолстым.доб- волуцнымсмехомтакгромко, чтосразныхсторонсудивлением оглянулисьладикаэтотатеакнш*. очевидноодиноки;» смех". Возможнонетолькоизменениезначенияслова. Вконтексте мотетпоявитьсяновоеэмоциональноеипсихологическоеосмысление языковойединицы. Интереснопсихологическоеобоснованиеиндивиду­ альногоотгчттаияк.слонувследу:часмтексте: "Ведьнельзяшу­ титьэтим, когдаутебяможетсделатьсяпневмония, - говорила графиня, ивпрекзнотнгикэтогоиепоя-ткогг.ве-дяянееоднойсло­ ваонауженаходилабольшоеутещенке". • Сысловаяструктураело:- j в/лди-гиду'шчо: сегчитяко-стили-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=