ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1992
оброть- конскаяуздабезудил; панёва- шерстянаяклетчатаяюбкаизтрехполотнищ, которую h o c i - ля тольконезамужниеженщины; пашистый, пашист- схорошейпаховойкожей, схорошимипятами/о лошади, корове/;, перемёт- поперечнаябалка, соединявшаястропилаилистолбы; повёрток- поворот; погода- ясная, сухаяпогода; пятка- задняячастьлезвиякосы; решётка- плетеныекормушкидлялошадей, коров, телятввидере шетки; смола- назойливыйчеловек; сохи, сошки- толстыежерди, столбы, служащиеподпоркой, под- ■ставкой; травник, травнячок- настойкаизтрав; чакалки- шакалы. б.М.НИКОЛАЕВА Т/льский пединститут РОЛЬ КОНТЕКСТА В СЛОВАРЕ ЯЗЫКА ПИСАТЕЛЯ В словареписателянапервыйплан выступает описаниеинди видуальноговслове; главноевниманиесосредоточиваетсянасво еобразииконтекстуальногоупотребленияслова. Еслидляобщего словарярольконтекстаопределяетсяпопреимуществунеобходиыЬ- стьювыявитьиописатьреальные значения слови их общеязыковую стилистическуюокраску, тодлясловаряписателя необходимо ак центировать эстетическоезначение,теконтекстуальные признаки, которыевозникаюту языковойединицывтексте. Поэтомуиллюстратив ныйматериалв словарероманаЛ.Н.Толстого "Войнаимир" имеет первенствующеезначение; необходим более широкийобъемцитат,' чемвобщем словаре, д-икеприпоказеобычныхупотреблений, так какесть опасностьоставить безвниманиясмысловыедетали, кото рыеменее заметны, менеепримечательны. Иллюстрациипоказывают характерприменения слова. Так, только широкий контекстпоыога- °тУ-чоиит?, индивидуальность употребления прилагательных "езет- лн!Р и"ясный", которыеприобретают сулсл "холодный, колоти*, 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=