ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1992
скогоселаКирпичноговрассказе"Метель" (седскодновременно являетсяирассказчиком, отегоимениведетсяповестаованифс - Стало,ворочаться? - доьториляыщик. - Да, да, воЕрча»<ся1 Примечательнотакжето, чтоиврассказеседока, а вречи ямщикаупотресляетсяодноитожеобластноесловозаметь"ме тель, позёмка"; "...заметь низоваяпсеусиливалась, исверху' началпадатьредкийсухойснег". ДиалогпомещикаЛевинаскрестьянкой, содержаниекоторого онпересказываетпредводителюдворянСвияжскомувсвоейбеседе сним: "Я третьегоднявстретилбабусгруднымребенкомиспро силее, кудаонаидет. Онаговорит: "К бабкеходила, намальчи какаикеанапала, такносилалечить". Яспросил, какбабкалечит криксу ". Следуетзаметить, чтониуодногоперсонажаиздворяндиа лектныеособенностивречипоследовательноневыдерживаютсяи часто"сосуществуют" спараллельнымилитературнымилексическими средствами. Например, вдиалогеДмитрияНехлюдоваскрестьянкой Ариной: - Обдумайтынаскак-нибудь, родимый, - повторилаубеди тельноАрина, - Дачтожеямогуобдумать? Ятоженичегонемогусде латьдлявасвэтомслучае . ВодномиздиалоговДмитрияНехлюдовасЧурисомпомещикупри шлосьупотребитьтрилитературныхслова, чтобыкак-топриблизить сяксемантическомуобъемуобластногослова: - Виделтнкаменные. . избы, чтояпостроилнановомху торе? - Избыважные! - Да, избыславные, сухиеитеплые... Случаевперемещенияобластнойлексикиизречидворянвречь ихкрестьянгораздоменьше, ноиониподтверждаютстремлениепи сателяпоказатьсвободноевладениедворянамиобластнойстихиейуст нойречии, возможно, подчеркнутьжеланиедворянговоритьсосво имимужикамиихязыком, очемужеупоминаюсь. Вотнекоторыепри меры. ПомещикДмитрийНехлюдовобращаетсяккрестьянинуЧурисуи егожене: "Ведьдлиэтогоибольницазаведена. Р;.звеВамнеио- Й£щли?" ЖенаЧуриса: Иовсшли. кормилец..." 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=