ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1992

скогоселаКирпичноговрассказе"Метель" (седскодновременно являетсяирассказчиком, отегоимениведетсяповестаованифс - Стало,ворочаться? - доьториляыщик. - Да, да, воЕрча»<ся1 Примечательнотакжето, чтоиврассказеседока, а вречи ямщикаупотресляетсяодноитожеобластноесловозаметь"ме­ тель, позёмка"; "...заметь низоваяпсеусиливалась, исверху' началпадатьредкийсухойснег". ДиалогпомещикаЛевинаскрестьянкой, содержаниекоторого онпересказываетпредводителюдворянСвияжскомувсвоейбеседе сним: "Я третьегоднявстретилбабусгруднымребенкомиспро­ силее, кудаонаидет. Онаговорит: "К бабкеходила, намальчи­ какаикеанапала, такносилалечить". Яспросил, какбабкалечит криксу ". Следуетзаметить, чтониуодногоперсонажаиздворяндиа­ лектныеособенностивречипоследовательноневыдерживаютсяи часто"сосуществуют" спараллельнымилитературнымилексическими средствами. Например, вдиалогеДмитрияНехлюдоваскрестьянкой Ариной: - Обдумайтынаскак-нибудь, родимый, - повторилаубеди­ тельноАрина, - Дачтожеямогуобдумать? Ятоженичегонемогусде­ латьдлявасвэтомслучае . ВодномиздиалоговДмитрияНехлюдовасЧурисомпомещикупри­ шлосьупотребитьтрилитературныхслова, чтобыкак-топриблизить­ сяксемантическомуобъемуобластногослова: - Виделтнкаменные. . избы, чтояпостроилнановомху­ торе? - Избыважные! - Да, избыславные, сухиеитеплые... Случаевперемещенияобластнойлексикиизречидворянвречь ихкрестьянгораздоменьше, ноиониподтверждаютстремлениепи­ сателяпоказатьсвободноевладениедворянамиобластнойстихиейуст­ нойречии, возможно, подчеркнутьжеланиедворянговоритьсосво­ имимужикамиихязыком, очемужеупоминаюсь. Вотнекоторыепри­ меры. ПомещикДмитрийНехлюдовобращаетсяккрестьянинуЧурисуи егожене: "Ведьдлиэтогоибольницазаведена. Р;.звеВамнеио- Й£щли?" ЖенаЧуриса: Иовсшли. кормилец..." 29

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=