ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1992

Являясьдвустороннейсущностью, значениепредложениякон­ ституируется, соднойстороны, пропозициональнымсодержанием, с другой - типомречевогоакта. Функционированиедиалогичес­ кихструктурявляетсяпоказательнымвпланевозникновенияг-эз- можныхкоммуникативныхрассогласований. Коммуникативно-семан- тичес'кверассогласованиеможетбытьобусловленонарушениемхо­ даинтерактивногообщения-, эллиптичностьюсодержанияреплики- стимулаидругимидикторами, оказывающимивлияниенаинтерпре­ тациюсмысловойфункцииотдельноговысказываниявструктуреди­ алогического.единства. Вкачествепримерарассогласованийвре­ чевыхдействиях/ходах/ участниковобщенияможетслужитьследу­ ющийотрывокизроманаЛ.Н.Толстого "Войнаимир": /3/ Старыйкнязьостановилсяи, какбынепонимая, уста­ вилсястрогимиглазаминасына. - Язнаю, чтониктопомочьнеможет, колинатуранепо­ может, - говорилкнязьАндрей, видимосмущенный. - Ясогла­ сен, чтоизмиллионаслучаеводинбываетнесчастный, ноэто ееимояфантазия. Ейнаговорили, онавосневидела, иона боится. - Гм... гм... - проговорилпросебястарыйкнязь, про­ должаядописывать. - Сделаю. Онрасчеркнулподпись: вдругбыстроповернулсяксыну в засмеялся. - Плоходело, а? - Чтоплохо, батюшка? - Жена! - короткоизначительнорказалстарыйкнязь. - Янепонимаю, - сказалкнязьАндрей. - Данечегоделать, дружок: - сказалкнязь, - онивсета­ кие, неразженишься. Тынебойся; никомунескажу; атысам знаешь. НоутверждениюЭ.Венвениста, "предложениеявляетсяполнойедини­ цей, котораяимеетодновременноисмыслиреференцию: смысл- потомучтоононесетсмысловуюинформацию, ареференцию- потому чтооносоотноситсяссоответствующейситуацией; Приобщениилю­ дейобщейкакразиявляетсяопределеннаясоотнесенностьсситуа­ цией, безчегокоммуникациякактаковаянепроисходит: ведьдаже если "смысл" ипонятен, а"референция" неизвестна, коммуникация неимеетместа" . 21

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=