ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1992

его-белойскраснымоколышемфуражкойиседымзатылком, утонув­ шимвплечи". Вданномпримере'основнуюрольиграеткатегорияконтинуума, а точнеееголокальнаяразновидность, эксплицитнымпоказателемко­ торойявляетсяпредложно-падежноесочетание"какургане”. Сточки зрениявидовконтекстно-вариативногсгчлененияэтотмикротекст представляетсобойописаниесовершенностатичное, чтоподтвержда­ етсяотсутствиемреализаторовтемпоральногоконтинуума. Итак,,еслисуммироватьданныеанализаэтихдвухмикротекстов, тоследуетотметить, что, функционируявкачестветекстовойедини­ цы, МСП, организованноепомоделимногокомпонентногосочинения, можетпредставлять.собой, описаниеспреобладаниемсодержательно- фактуальнойинфор:дации/СФИ/ иреализаторамитакойтекстовойка­ тегория, какконтинуум/ вособенностилокальныйконтинуум/. МСП стакойтекстообразувдейфункциейсоставляетоколо 20% всехМСП, организованныхподанноймодели. НотекстовыепотенцииМСПданной моделинеисчерпываютсятолькоописанием. Рассмотримещеодинпри­ мер: “СроквозвращениякнязяАндрея.иегоженитьбыприближался, нодело, напротив, казалосьсовсемиспорчено, инапоминаниеогра­ финеРостовойвыводилоизсебястарогокнязя, итакжеуже-большую частьвременибывшегоневдухе".'Этотмикроконтекстпредставляет собойпозестБованйеспреобладаниемСФИиэксплицитныхпоказате­ лейтеоторальнргоконтинуума/"срокприближался", "возвращенияи женитьбы", "ужебольшуючастьвремени"/ иналичиемсодержательно­ концептуальнойинформации /С М /. МПСтакоготипа, т. 8 . представ­ ляющиесобойповествованиеспреобладаниемтемпоральногоконтину­ умаиналичиемдвухвидовтекстовойинформации/СФИ'иСКЙ/, насчи­ тываютболее 6 ($ о* всех.Ш! данноймодели. Принаблюдениизатекстовымфункционированиемполипредикатив- ныхсложныхконструкций, организованныхподанноймодели, особый интереспредсташхяетанализфункционирования'МСПданноймоделив речиперсонажей, таккакприатомпроявляетсяинтереснаяспособ­ ностьтакихМСПпредставлятьрассуждениягероев, например: "На земле, именнонаэтойземле/Пьеруказалвполе/, нетправды- всёложьизло; но б мире, всвсемr/иреестьцарствоправды, и мытеперьдетиземли, авечно- детивсегомира". РассужденияперсонажейоформленыкакМСПименноэтоймодели всвязвстем, чтоТолстой, передаваяживуиспонтаннуюречьсвоих любимыхгероев/а рассуждениявстречаются, какправило, вречи 121»

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=