ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1992

Констатирувшееобобщениеможетбытьпоставленовградаци­ онныйряд- впозициюсопоставлениясситуацией, соответству­ ющейдействительностии, следовательно, обладахдцейвглазах . читателяобъяснительнойсилой.: "...чтобы признатьсуществова­ ниенеподлежащегонаблюдениюорганизмачеловечества, мыимеем ровностолькожеправа, какпризнатьсуществованиетроичного богаитомуподобныхтеологическихположений". ВсопоставительныхконструкцияхссоюзомПОМЕРЕТОГОКАК значениеобусловленностизаключаетвсебесемупостепенного,со­ размерногоразвертываниясопоставляемыхситуаций. Втомслучае, еслисравнения, поепставленноевпридаточномпредложении, носит недостоверный характер, содержаниесопоставительногокомпонента можетподкреплятьсяпояснительно-комментирувдиы: "Винтэтогопо­ рабощениялюдейослабляетсяилипритягиваетсяпомеретого, как тугонатянутыдругиевинты; так, вРоссии, когдапораоощениелич­ ноебылораспространенонабольшинстворабочих, поземельноевера- бощениебылоизлишне, новинтличногорабствавРоссииослаблен былтолькотогда, когдаподтянутыбыливинтыпоземельногоипо-- датногопорабощения". Сопоставительныеотношениясозначениеммерыистепенимогут осложнятьсяусловиемдостаточногооснования, квалифицирующего содержаниеглавногопредложения: "Всеэтотакясноипросто, что еслибылюдинебылитакдавнообманываемы, ненужнобыбылои разъяснятьничего". Подобнневысказывания, заключающиевсебев весьмасжатомвидезначительноеколичествоинформацииретроспек­ тивногоплана, используютсявпублицистическихработахЛ.Н.Тол­ стоговвыводнойчастирассувдения. ' ВконструкцияхссоюзомВМЕСТОТОГОЧТОШ сопоставлениерез­ ныхявленийили, чаще, действий, осуществляетсянаосновеутвер­ жденияилиотрицания- отрицаниянаосноветого, чтоявляется' положительным, прагматическиоправданным: "Вместотогочтобывзять основысвоивестественныхсвойствахчеловеческихобщоств, наука взялаихвчастномслучаеи, желаяоправдатьэтотчастныйслучай, призналаправоодногочеловеканаземлю, котороекормитсядругой, инаорудиятруда, которымиработаетдругой...". ЗначениясопоставленияуЛ.Н.Толстогонередковыражаютсятек­ стуально. Сцельюпривлечениявниманиячитателякрелевантным чертампредметаповествованияилирассужденияписательсопостав­ ляетегоспредметами, казалось, имеющимисниммалообщего. 107

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=