ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1992

„оправданным". Значениепропорциональногосоответствии, состоящеевпро­ порциональномвозрастании, лежитвосновеобусловленности.вы­ ражаемойсопоставительнымиконструкциямиссоюзамиЧШ...Т£М /ТЕМ...ЧЕМ/. Этиконструкциивстречаютсявобобщащихвысказы­ ванияхввыводнойчастиоассувдения. Мирауспешностииинтен­ сивностиреализациидействия, заключенноговглавномпредложе­ нии, зависитотвыполненияусловия, содержащегося в придаточ­ номпредложении. "В соотносительныхструктурах, какправило, придаточноепредложениевыступаетвфункцииглавного,-отноше­ ние, котороеобычноинтерпретиоуюткакотношениепричиныислед­ ствия" Восновеформулированиязначенияпропорциональногосоответ­ ствия м огут лежать триуслошя: объективная, внутренняязависи­ мостьсоотносимыхявлений; зависимость, установленнаялогичес­ кимпутем; зависимость, сформулированнаякакточказрениясубъ­ ектаречи. Впоследнемслучаеьмодусевнекайыв&ниясодержится утверждениесубъективногохарактера, выраженноеглаголамимне­ ния, умственноговосприятиясозначениемобобщения. Такиевыска­ зыванияносятретроспективныйхарактер, нахиллокутивнаязначи- мость-.укэзатьнасвязьспредыдущимтекстом. Например: "Я виду, чтопользованиеэточужимтрудомраспределяетсятак, чточемхитрееисложнееулоька. которуюуПртреблявтсамчело­ векилиупотреблялтот, откогоонполучилнаследство, темболь­ шеснпользуетсятрудамидругихлюдейитемменьшесамприлагает труда". МногимсопоставительнымотношениямприсущoTfвнокпротиви- тельностн. Иэтонеслучайно. Каксправедливоотмечается, "по­ знаниеестьпроцесс, вкоторомразличиеисходствонаходятсяв неразрывномединстве’”7. Вышженпсйпрагматическойзначимостьюобладаютсопостави­ тельныеконструкции, совмещающиевкаченияградацииипротиви- тельности. Прагматическаа 4 ункцллпротивопоставления- подчер­ киваниеоценкипредметарассу.чцения. Авториспользует в каче­ ствеикт9Нси()ИкатсроЕ модальныенаречия и оценочныеприлагатель­ ные: "Я увидал, чтоденьги сами по себе нетольконедобро, но очевидное зло, лишающеелюдейглавногоблага- труда и пользо­ вания этимсвоим трудом..»" 106

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=