ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1992
никогда, нигде, ничемнельзя". Однакобылобыневернымсчитать, чтонравственныйпоискге рояпривелкитоговомуразрешениюпротиворечивыхвзглядов, к "исправлению" егокартинымира. Автор, наоборот, усиливаетэто искажениетем, чтонепоказываетнамдинамикупроцессаосозна ния, ведьисповедьПозднышеваведетсясточкизрения, которая неменяетсявпроцессерассказа; онипослеосознаниясвоего преступленияотрицаетмногиевечныеистины, вбракевидиттоль кообма^ иликапканивообщесчитает, что "еслижизньдляжизни намдана, незачемжить". ПередЛ.Толстымстояласложнаязадача. Емунадобыло, какон ,самговорил, "заразить" читателянеутверждениемистины, аеепо иском ивтожевремяотмежеватьсяотгероя, поискистиныкото рогозавершилсятакстрашно. Думается, именноэтимобъясняется ортодоксальностькартинымирагероя, представленнойвпервыхчас тях "Крейцеровойсонаты". МастерствоЛ.Толстогопроявляетсяв том, чтодинамикупроцессаосознания,можнопроследитьвпроцессе провозглашенияПозднышевыммонолога-исповеди. Анализсодержательнойстороныязыка "Крейцеровойс6наты"пока- зывает, чтосоотношениевсехструктурно-семантическихэлементов языковойличностинастолькоточно, чтомызабываем, чтоэтопро изведениеискусства, чтоэтолишь"иллюзияжизни", котораянигде ненарушаетсяблагодарятому, чтоЛ.Толстойназывал"чувством меры”. Списоклитературы / КарауловЮ.М. Русскийязыкиязыковаяличность. М.,1987. С. 71. о / См.: БогинГ.И. Модельязыковойличностивееотношениикраз новидностямтекста: Автореф. дис. ...канд. филол. наук. Л.,1984. С. I. 3/ ТолстойЛ.Н. Собр. соч.: В22 т. Т. 12. М., 1982. С. 123. / РукавицынМ.М. Особенностижанра"Крейцеровойсонаты" // Л.Н. Толстой: Статьииматериалы: Уч. запискиГорьковскогоун-та. Горь кий, 1963. Т. 60. С. 53-75. / РинбергВ.Л. МодельвнутреннегомонологавроманахЛ.Н.Толсто гоиихразветвлениевсоветскойпрозе// ЯзыкистильЛ.Н.Толсто го. Тула, 1978. 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=