ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1988
1 мира героя, однако у нао не остается впечатления» что автор дей ствительно не изобреэил процессов жизни пугай Хаджи-Мурата. Квк похоже случайное сцепление событий в повеоти "Хапжи-Мурат" на случайные ассоциации, картинн воспоминаний, которые возникают в сознании того же Оленина, Пьера Безухова и других героев ранних произведений J!. ТЪлстого. Но то, что делал раньше герой /нравотвенный вывоя/, теперь, по мнению Л.Толотого, должен сделать сам читатель, вовлеченный в творческий проиеоо дорисовывания, додумывания, т .к . "я" художнике сливается с "я ” всех воспринимающих^1. Добитьоя этого можно толь ко воздействуя на сознание читателя всеми доступными пиоатешо художественными средствами. Выше мы рассмотрели, как Л.Толотой умело иопольвует принцип неожиданного "оцепления" случайных обстоя тельств для воздействия на творчеокое восприятие читателя, т .е . по оути дела композицию художественного произведения, но подробное иоолепо'ание художественной детали, портрета и других немялэвакных элементов художественной структуры произведения потребует, яа наш взгляд , более тщательного анализа и никак не может уложиться в рвмки данной статьи. 0 .В. Заславская , (школа lh 54 г.Тулы,) СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ГЕРОЯ В РОМАНЕ "ВОЙНА И МИР" Психологизм толотовского реп^изма, как известно, - сложная система. С той "правда положений" - естественность, непреложнооть чувотвований и поотуттков пероонажей; и богатейшая индивидуальная, половая, возрастная дифференциация социальных типов в его произ ведениях, я,'н а ко н ец , изображение внутреннего мира героев в дви- ...ении, ооздание подлинных духовных биографий многих иэ них. Меньше внимания уделяется тому обстоятельству, что погружение в п'овхичеокий процесс и обнаружение "диалектики души" олужат ни- оателю для решения и такой маоштабной задачи, как обозначение со- циальио-психологичеоких закономерностей становления личности, дви жущих сил, определяющих формирование мировоззрения, целостного ха рактера человека. Сцепления и взаимоперехопы разнообразных Пережи ваний, борьба мотивов, рефлекоия, ообтаэны и бездны оамоутвержде- 21. 7 лотой Л.Н. Поли.собр.ооч. Т .57,С .132. - 60 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=