ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1988

нооти внутреннего мира ребенка. Это не тоиько наивность и неведе­ ние, опоообные вызвать снисходительную улыбку взрослых, а сложный противоречивый мир, полный раскаяния и нравственных открытий, горя я радостей. ТВкая удивительная свобопа детокого сознания, его опособность раввиваться не только в прямой зависимости от окружаю­ щих уоловий, но и по каким-то овоим внутренним законам, столь удачно подмеченная Л.Толстым, естественно не могла быть незаме­ ченной и Н.Г.Чернышевоким. Но что это , как не внутренняя полеми­ ка о "натуральной школой"? Представители "натуральной школы" /Д аль, Григорович и д р ./ утверждали, что бытие полноотью определяет сознание, т .е . оозна- ние не имеет относительной самоотоятельнооти. Иначе эту зависи­ мость определял Л.Н.Толотой. Перед нами юношеские дневники Л.Толотого. Перемена в жизни необходима, рассужш ет будущий писатель, "Но нужно, чтобы эта пе­ ремени не были произведением внешних оботоятельотв, но произведе- нпзм луши" ( 4 6 ,3 0 ) . И еще одна запись в дневнике за 1847 год: "Дойду ли я когда-нибудь до того, чтобы не зависеть ни от каких посторонних оботоятельотв? По моему мнению, это и есть огромное освершенотво; ибс в человеке, который не завиоит ни от какого по- оюроннаго влияния, пух необходимо по своей потребности ' оевзой- ает материю, и тогпа человек доотигнет своего назначения" (4 6 ,3 2 ). Роивнтичеокая еотетика в противоположность "натуральной школе” утверждала абсолютную независимость человеческого ооэна- ния от окружающего мира. Шеллинг, прововглацвя последним корнем овободы чяото личное начало, поточник которого в потустороннем "умопостигаемом" мире, утверждал, что действительность полноотью яавиоит от воли оубъекта. Разумеется, Л.Полотой не следовал за Шеллингом - па и о ро­ мантическими увлечениями он давно покончил. Но писатель не толь­ ко приняг эту идею об автономии человеческой тгчхики: он ее нао- тойчиво развивал и обосновывал о позиции художнике-рвалиота. Конечно, Л.ТЪяотой иоповеповал главный оимвол веры реалиотичоо- кого иокуоства - принцип социально» детерминированности. Но. если пиоатели "натуральной школы" /В .Д а л ь ,/ Башуцкий.Д.Григоро­ вич и п р ./ прямолинейно применяли этот принцип и превращали ха­ рактер в олепок ооциаяьных оботоятельотв, то Л,Толстой подчер­ кивал, что они /ооциальные обстоятельства/ лишь в конечном счете определяют общее развитие личности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=