ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1988
товано воем ходом развития руоокой и мировой литературы. Можно предположить, что великий революционер-демократ даже поцрезу- мевал историческую закономерность и неизбежнооть открытия. И до Л.Толотого психология людей была далеко не проотой, но "диа лектика души" как наиболее оложное, вершинное явление внутренний жизни людей должна была получить своего доотойного выразителя. Многие ттиоатели второй тюловинн XIX века тто-ра8ному подходили к втому великому художественному открытию. В советском литературове дении за последнее время появились работы, которые непосредст венно овязаны о проблемой генезиса "диалектика души". В них рас сматривается органическая связь Л. ТЬяотого о молодыми представи телями натуральной школы И.Тургеневым, Ф.Доотоевским, И.Говча- ровнм, А.Герценом6. Естественно, молодой Л.ТЪлстой, формируясь как художник, оо- ваивал достижения воех овоих предшеотвенников, и его психологи чески'' метод во многом определяется его ооботвенным пониманиям человека, а само понимание явилось своего рода результатом поле мики о романтиками и натуральной школой. В первом овоем произведении, повеоти "Детотво", Л.ТЪлотой заявил о себе как о самобытном художнике. До Л.ТЪлотого никто иэ писателей как мировой, так и руоокой литература не проникал отоль глубоко в детокое сознание. Целый ряд европейских писателей обращая внимание на внутрен ний мир ребенка, но так,какими средствами они пользовались, пы таясь проникнуть в эту непознанную обявоть человечеокого оозна- ния? Гюго пиоая о Гавроше в "Отверженных", Эжен Сю - в "Агаофе- р е " ; о глумлении над детьми пиоал Диккено/"Домби и онн", "Оливер Тввст", "Давид Копперфилд"и ц р ./, Обстоятельства жизйи ребенка изображались всегда извне, сопровождаясь меяодрамвтйческими оентенцишй автор а. Но что происходит во внутреннем мире ребенка, подроотка было неизвестно, закрыто взору читателя . Л.Толотой же в овоей трилогий "Детство", "Отрочь тво", "Юность показал, что вну .ренний мир детей отоль же богат, противоречив и ввменчив, как и внутренний мир взрослых. Недоотаток жизненного опыта, по убеждению автора, ни в коей мере не определяет особен- 6. Куяегаов В.И. Натуральная школа в руоокой литературе XIX века. М. 1965* Шаталов С.Е. Проблемы поэтики И.О.Тургенева. И. 1969; Его же. Время-метод -хар актер . М. 1976. - 70 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=