ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1988

товано воем ходом развития руоокой и мировой литературы. Можно предположить, что великий революционер-демократ даже поцрезу- мевал историческую закономерность и неизбежнооть открытия. И до Л.Толотого психология людей была далеко не проотой, но "диа­ лектика души" как наиболее оложное, вершинное явление внутренний жизни людей должна была получить своего доотойного выразителя. Многие ттиоатели второй тюловинн XIX века тто-ра8ному подходили к втому великому художественному открытию. В советском литературове­ дении за последнее время появились работы, которые непосредст­ венно овязаны о проблемой генезиса "диалектика души". В них рас­ сматривается органическая связь Л. ТЬяотого о молодыми представи­ телями натуральной школы И.Тургеневым, Ф.Доотоевским, И.Говча- ровнм, А.Герценом6. Естественно, молодой Л.ТЪлстой, формируясь как художник, оо- ваивал достижения воех овоих предшеотвенников, и его психологи­ чески'' метод во многом определяется его ооботвенным пониманиям человека, а само понимание явилось своего рода результатом поле­ мики о романтиками и натуральной школой. В первом овоем произведении, повеоти "Детотво", Л.ТЪлотой заявил о себе как о самобытном художнике. До Л.ТЪлотого никто иэ писателей как мировой, так и руоокой литература не проникал отоль глубоко в детокое сознание. Целый ряд европейских писателей обращая внимание на внутрен­ ний мир ребенка, но так,какими средствами они пользовались, пы­ таясь проникнуть в эту непознанную обявоть человечеокого оозна- ния? Гюго пиоая о Гавроше в "Отверженных", Эжен Сю - в "Агаофе- р е " ; о глумлении над детьми пиоал Диккено/"Домби и онн", "Оливер Тввст", "Давид Копперфилд"и ц р ./, Обстоятельства жизйи ребенка изображались всегда извне, сопровождаясь меяодрамвтйческими оентенцишй автор а. Но что происходит во внутреннем мире ребенка, подроотка было неизвестно, закрыто взору читателя . Л.Толотой же в овоей трилогий "Детство", "Отрочь тво", "Юность показал, что вну .ренний мир детей отоль же богат, противоречив и ввменчив, как и внутренний мир взрослых. Недоотаток жизненного опыта, по убеждению автора, ни в коей мере не определяет особен- 6. Куяегаов В.И. Натуральная школа в руоокой литературе XIX века. М. 1965* Шаталов С.Е. Проблемы поэтики И.О.Тургенева. И. 1969; Его же. Время-метод -хар актер . М. 1976. - 70 -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=