ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1988
я особенности древнерусского искуоства, как отмечает Л.Ф.Же- вполне отвечали запачам сознания образа-символа^4 , так порт- рвты исторических персонажей Мережковского, репродуктивно-пло'-ко- оТные в силу их описательности, ощутимо материальные в силу исклю чительной детализации и замедленности в способе их подачи, гео метризация и микроокопичнооть в обрисовке интерьере вполне отве зли ооапанию аллегоричеоких образов, подменявших своей схематич ностью социально обусловленные образы историчеоких лиц. Е данном ояучае у Мережковокого, как и у других символистов, п о яви ^ сь "та оообеннооть метопа, которая (заключается в навязывании образу зна чения, ему не свой ственно го "^. ТЬлотому (не только ооздателю "Войны и ••чра", откупа, в оск в - ном, брались нами примеры, но и автору "Хаджи-Мурате" и неокон ченных "Посмертных запиоок старца veaopa Кузьмича", гпе принципч отбора в использования изобразительных источников существенно нь менялись) конкретные летали портрета, подробности интерьера, подска занные изобразительными источниками, были необходимы для того, чтобы "быть до мельчайших подробностей верным деР 'твительнооти" при написании им "исторического"*^, Чтобы найти ключ к характе рам исторических персонажей, показать в единстве чаотное и общее, усилить пластичнооть словесного рисунка. Мережковский, проявив не меньший, а в H6kotophv олучаях пя*е больший, чем Толотой, интерео к изобразительным иоточникам, наб- раонвает мистический покров не зарисовки интерьере и портреты и'о- торичеоких пероон юй, дотошно скопированных им о живописных первоисточников. Свои аарисовки он втиокивает в узкую символичес кую схему, ослабляя или же вовое закрывая иоторичеокую оуг оотА 1 персонажа. На этот отход Мережковского от художественной правпн при отображении исторических событии указывал в свое время Толстой. Как свидетельствует Д.Маковицкий, в разговоре о романе "Петр * Царевич Алексей"' Толотой оказал, что Мережковский "некоторые ообытия опиоивеет по источникам художественно, а потом расска зывает от оеб^, как историк, - не выдерживая хуаоюственного ^ н а " . И, как приговор, сурово прозвучали слова ТЬлотп’о : "Me- ' Рааковокий не художник"'7. 24, См.: Кегин Л.Ф.Язык живопионого произведения (Условность Древнего кскусотва). М., 1970. 0 ,8 2 . «>• Михайловский Б.М.Указ, ооч. С .262. ТЬлотой Л.Н .Попн.ообр.ооч.:В 90 т.Ю бвл.изд.Т .73.С .353, с '* См.: 1>оев Н.Н. Летопиоь жизни и творчества Л.Н.Толотого. 1891-1910. М., I960 - С. 556.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=