ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1988
уихриота. Носителями ъ.е этих начал в чистом вине являются Оофья в Аракчеев. Наличие противоположных начал в личности императора подчеркнуто даже т^ри описании его кабинета, в чаотности, в сле дующем Фрагменте» "Два камина, спин грот то другого, тоже одинако вые: быс.’ Паллады - на одном, бюот Юноны - нв др у гом ..."22, Б таком "единообразии" размещения гфедметов интерьера нетрудно увидеть намек па противоположный тайный омыол вещей; бюст опной богини - воплощенно 07Л0шных добродетелей и бюот другой богини с харак ером влаотным, строптивым, жестоким, Ееэуоловно аялего- рпческий омыс л призваны выдавить также "бронзовый Ахиллес" и "бронзовый ::'евгор", расположенные а кабинете тоже один против другого. Еог ирония ТЬлотого в обриоовке маоонокой ложи орнвает пок ров миопической тайнотвеннооти о ритуальных предметов и аллегори ческих знаков, то Мережковский на ттродметный мир интерьера, скопи ровав ;ого им о живопионого полотна, набрасывает мистический пок ров. Алекоандр I в романе Мережковского - не отолько иоторичеокий персона*, сколько аллегорический образ причастного к убийству от ца кающегося • ’решника, который в финале романа, освободившись от оболочки "Антихриста" (неизбежное, по Мережковскому, торжество "добра" над "злом "), препотоет в облике мистического отарца Федора Кузьмича. Как видим, стремление к устойчивому , статичному портрету о его физической достоверностью, мало чем отличающемуоя от живо писных первоисточников, тяга к исключительно детализированному интерьеру объясняется не забвением отгещ 5ики пластичности оло- веоного искуоства, что имело место в работе над изобразительными источниками у иоторичеоких романиотов Данилевского и Мордовцвьа, а непосредственно сряваны о творчеоким методом Мережковского. Б угаминагшейся нами работе Д.В.Зетонокий утверждает, что "вещнооть, предметность, овоеобравний нагурааизм" некоторых модерниотов типа Джой'э или Реккера не делает их "бливкими К реализму"'3 . 7Ь же самое (..окно сказать и о Мережковском. Подобно току, ка ir-териальность, весомооть изображения, под черкнуто "замедленностью передаваемых движений” , "почти плооко- отний характер изображения", примат ’Четерии над проотранотвом", геометризяция, сообщающая изображению отв ученный характер, - вс ZT. — ТвП'жёГТГ.'БТ: 23. Звтонский Д.В. Укав. соч. С .7 , * 66 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=