ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1988

то надо суметь "угадать" за внешней ее оболочкой" . цравда, не особенно полагаясь на проницательность читателя, Бережковский оказываетоя не в силах удержаться от коммэнтиров лия оимволики как вещей, так и образ-в исторических персонажей. Наме­ кая на таинственную связь вещей о душой их хозяина, указывая тем самим на окрытнй смысл сознанного им образа Александра I и его "тени" - Аракчеева, автор романа, заканчивая описание кабинета императора, добавляет:" Вое одинаково, правильно, соответственно, единообразно". "Я люблю единообразие во воем", - говорил Аракчеев я повторял государь"19. Мережковскому не нужны характеры, обусловленные конкретной исторической действительностью, социально-к, эосовой пренадлежно- стыо. Дй*е в исторических лицах он чтремится найти какие-либо вечные начала и персонифицировать свои излюбленные идеи, в чаот- нооти, идею борьбы двух начал: Христа ("добро") и Антихриота ("зл о "). Этим объясняется постоянное стремление романиота к кар­ тинной неподвижности в портрете и интерьере, что способствует созданию образа-зн ака, даже не оимвола, как принято очитать, р окорее образа-аллегории20. Не случайно наружность "живого","нас- отоящего" папеньки Софья сравнивает то о детским портретом "пе- пельнокуцрого мальчика" - Александра, то о "мраморным ликом" - известным бюстом императора работы скульптора Торг льдсена, то с портретом Екатерины I I . "Да, у обоих, у внука и бабуши - одна, улыбка, - думает Софья. - Двусмысленное противоречие между этою оиишком ласковою улыбкою губ и жесткою морщине» n6a',<jI. Если у Пушкина, а затем у Л.Толотого "двуязычный" лик как . Екатерины И, так и Алекоанрре I - признак лицемерия ("в л»,це и в жизни а р л е к и ь '), то у Мережковского - сишюличеокое оочетание пвус начал в душе императоре: етно - от Хриота, другое - от Ан- IU. Галанов ^.йивопись слогом, М. ,19.74. С .296. 19. Мережковский Д.Укаа, ооч.С .67. 20. Устанавливая разницу между символом и аллегорией, М.Арнау- дов пишет в своей книге Психология литера и рн ого творчест­ ва" (M .I970.C .318 -319 ): "Еолк символ дает простор воображе­ нию и зас явл яет душу отзываться на настроение, образы и мыоли, которые движутся по оходннм путям, не будучи ограничен­ ными точно определенными представлениями, то аллегория указывает на веоьма узкое значение образа и часто сводится к пероонификации абстрактных и д е й ... Аллегория угадываетоя посредством рефлексии, она требует известного усилия ума, является плодом сознательного превращения идеи во что-то конкретное и предполагает у читателя способность к умствен­ ной работе в обратном направлении . 21. Мережковокий Д. Укая. соч. С .42-43. . - 65 -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=