ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1988

взгляда писателя не ускользнула ни одна из деталей , которые о ювелирной то ч н о ст и выписаны на картине Л.К.Плахова^3 , Миниа­ тюрная живопись как характерная особенность картины художника те^ реноситоя романиотом в его зарисовку кабинета, волепствие чего перенасыщенное деталями описание интерьера скорее напоминает страницы из музейного путеводителя, чем фрагмент художественной прозы. В этом ояучае Meре я ково кий не представляет исключения. Б. М. Mg. хайповокий отмечает, что у символистов "чрезвычайно повышалась роль натюрморта, интерьере, пейзажа"14. Характерно, что тяга я интерьеру появлялась в начале XX в. и у художников "Мира искусст­ ва". Более того, "заинтересованность вещами", как отмечает Д.В, Затонский, проявляется также и у некоторых современных модернис­ тов. Отдельные из них намерены даже "оделять вещь чуть ли не единственно достойным объектом изображения" . Стремление Мережковского к детализированной конкретизации, физической достоверности и материальнооти интерьера и портретного рисунка может показатьоя народоксальинм, так как это стремление г р расходитоя о еотетическими декларациями самого романиста и уста­ новившимся представлением о поэтике оимволиотов с их тягой к ту- шнному, неопределенному, загадочному , Но неожиданно паропокса- льное сказывается вполне закономерным в романе Мережковокого. Жипопись интерьера в романе Мереж'ковокого, доведенная до ил­ люзии реального бытия вешей как раз обнаруживает одну характер­ ную особенность поэтики символистов, которые, по мнению Б а л а н о ­ в а, овязывали "человека с вещью некими тайными узами” , намекая на то* что в гещах нередко "заключается душ их владельца"* которую 13. В начало ГУ тома упомянутой выше книги Н.К.Шильдера помешена цветная репродукция с надписью: "Император Александр I в своем *<ябинете в Зимнем дворце. С картины масляными краокам.;, пренайлежащей в .к . Николаю Михайловичу". 14. Михайловский Б.М. Символизм / / Р^оокая литература конца XIX- начала XX в. I9 0 I-I9 0 7 . М., 1971. С .261. 15. Затонский Д.В.Франц Кафка и проблемы модернизма. М. ,1972.С.8. 16. Д.Мережковский в статье "О причинах упадка и новых течени­ ях в современной русской литедатуре" характерными признаками новой форма современного искусства объявляет имттрессио- ниотичнооть, миотическую неопределенность., загадочное ’ь и туманнооть. 17. В упомянутой выше работе Б.М.Михайловского Сс.264) отмеча- ется: Бее явления у оимволиотов лишены (материальной напол­ ненности, реальной многогранности, конкретноотя. колорита место и врем ен и ... - 64 -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=