ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1988

овтнай масонская иаойрааительная продукция, с которой Толотой |!в_ познакомиться не только в Румянцввоком музее, гае он, как 'ч е с т н о , изучал масонские рукопиои. * Обстановка, купа попадает Пьер Бавухов, передана настолько 0Пробно, что писатель не прошел мимо самых миниатюрных нетелей, ^доказанных ему гравюрами. Но и в этом описании, казалось бн излишне детализированном, реалист Толотой более одержан, чем в аналогичных случаях романтик СДвР°мй*ий ита символист Шрежковокай, Автор романа "Пепел" С.Жеромский в сценах посвящения Рафала в ученики масонской ложи не обходит ни одной сцены, ни одной дета­ ли, которые можно увидеть на масонских гравюрах, передающих вое етапы оножной церемонии принятия новичка в ложу. И,в денном олучае степень детализации при описании интерьера находится не столько в зависимости от писательской индивидуально­ сти, сколько определена художественным методом, лежащим в оонове творчества каждого писателя. Реалисту Толстому миниатюрная живопись в обрисовке комнат маоонокой ложи потребова/1аоь для того, чтобы своей визуальноотью усилить достоверность в воопроивведении незнакомого читателю ис­ торического ф акта, а также окрасить в ироничеокий топ описание нелепого ритуа ла поовящения в масоны. Романтика Жеромского, напротив, завор-аживает загадочность, та­ инственность обстановки маоонокой лохи и ее ообраний. Правда, в начале церемонии посвящения.Рафал испытывает то же чувотво, что и герой Толотого: то ему кажется, что свеча, вставленная в череп, "ничуть не таинственна", то он "чувотвовал в душе элооть, против­ ную вояк ому благоговению", то ему обновилось веоело, хотелось пошутить. Но вот ттосле речи "великого мастера" и "пеони братьев" "жуткий, непередаваемый трепет объял Рафала, медленно опуотилоя в ноги и кяк будто ушел в землю. Ролее сложным представляется установить такую*же зависимость характера йотольаования изобразительных источников при описании интерьера Ь художественным методом романиста при обращении к про- а9 оииполистов. При описании кабинета императора в романе Мережковского "Алек­ сандр ПервЬЙ" проявился все тот же способ оловесного репродукти- Рования, что и в обрисовке наружности иоторичеоких персонажей. От *2. Меромокий С. Пепел. М. ,1967. С.312. - 63 -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=