ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1988

адй от ужаоа" офицер (при вине Николая I ) , "жестокая, бездушная я нечестная высочайшая вопя"} " фельдъегерь, загнав десяток лоша- и й и избив в кровь десяток ямщиков, доставил донесение Черните- ву". Мы проанализировали лишь некоторые моменты развития отиля Л.Н.Толстого от повеоти "Казаки" до "Хаджи-Мурата", разделенных по времени сознания промежутком в пятьдеоят лет, отремясь хотя бы в обиих чертах раскрыть "содержательное" начало опожной стилевой системы художественного мира Л.Н. Толстого. Творческий метод писателя-реалиста на каждом этапе его творче­ стве организует стиль и выражается в нем как определенный взгляд на мир и человека в мире, а отита Л.Н.ТЪлстого, оохраняя присущее ему едянотво. обладая собственной внутренней логикой развития, ока­ зывается уоловием реализации метода и заложенных в нем возможнос­ тей глубокого поотяженйя живни. В.В,Мухин л (Швлодарок )й пединститут) ТОНАЛЬНОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МОЛОДОГО Л.Н. ТОЛОТОГО И В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ "ВОЙНА И МИР" Щ)и уяснении авторской позиции в том или ином произведении исключительно большое значение имеет тональнооть повествования. Термин т о н а л ь н о с т ь давно и прочно вошел в арсенал ли­ тературоведческой чауки. Еоли взятЬ исследования только последних пет, мы аго вотретим, например, в монографиях „иБ.Храпченко "Лев Толотой как художник", М.В.Нечкиной "Функция художественного об-^ pasa в историческом процессе", Л.И.Ереминой "Рождение образа" и многих других работах. гНеобходимость данного термина в сфере литературоведения обус­ ловлена, по нашему мнению, тем, что литературно-художественное л Фоизведение еоть речевая и , оледовательно, произноотдая, прого­ вариваемая (вслух или "про оебя") и писателем и читателем данность, Характер же пг^изношения, проговаривания во многом'“аавиоит от эмо­ ционального настроя того., кто говорит. Академик М.В.Нечкина пишет: Внутренняя музыке прозы, ее ритм и мелодия каким-то удивительные образом показывают, нужно или не нужно произведение оамому писате­ ля- Ндчальные слова произведения не воегда доносят это , я тон произведения может поведать об этом о самого на чага. Т^т почему- То Решает не олово само по себ е, а то, как оно произнесено вку т- - \3 -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=