ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1988

^„хологяи Оленина противоречия, которые мешают ему облизитьоя о ^зеками. Нвомотря на то, что он отрвмнтоя преодолеть понятия и рвираооупки того мира, из которого вышел, его не покидает ощущение, эт0 "он не мог, решительно не был в оилах резко оттолкнуть от оебя человеке иэ того мира (Белецкого - Г.Ш.) , как будто этот старый, вывший его мир имел на него неотразимые права" (6 ,9 0 ). •йлотой широко иопояьзует прием прямой авторокой характеристи­ ки! "Для него (Оленина - Г.Ш.) не было никаких - ни физичеоких.ни моральных - оков! он вое мог оделать, и ничего ему не нужнс было, и ничто его не связывало. У него не было ни семья, ни отечества, ни веры, ни нужны. Он ни во что не верил и ничего не при знавал" ( 6 ,7 -8 ) , ’Он (Лукашка - Г.Ш.) напоминал равыгравшегос/т жеребца, который, лввив хвоот и фыркнув, остановился как вкопанный воеми ногами"( 6 ,50)» "Хорунжий, Илья Васильевич, был казак обраэовенный. побывавший в Роооии, школьный учитель и, главное, благородный. Он хотел к а за т ь - rffl fjflnmnnnHbif.n но невольно под напущенным на оебя уродливым лос­ ком вертлявооти, самоуверенности и безобразной речи чувствовался тот же пяпя Ерошка"(выделено Толстым - Г.Ш.) ( 6 , 6 Г ). В первом слу­ чае годчеркиваетоя тот уровень умственного и душевного развитие героя, когда приходит к нему осознание необходимооти круто переме­ нить овою Жизнь, отказаться от праэдной и ложной жизни людей овоего яруга* уехать иэ города на Кавказ, в край дикой веяччеотвенной цри- ропн, жить ореди проотого, не знающего цивилизации народа. Н оттвнении Лукашки о разыгравшимся жеребцом переданы его Мо­ лодая ?ииа, упальс. во, молодечеотво, в пронизанной тонкой авторокой иронией характеристике хорунжего вскрывается противоречие между "быть" и "каватьоя", между внутренней оущностью проотого к э а к а ,'1 умного" и "д льного" и напущенного им на оебя вида ложно понимае­ мых^образованности" и "благородства". Общим признаком толотовского стиля В.В.Виноградов очитал пре­ дельное отремйекие к наглядному, овеЩеотвленному, законченному в с - ^произведению действительности в олове, обозначающем мир вещей или ьнутреннпо жизнь человека. В этом омыоле оамо поотроение фразы, ее^ оинтакоио исследователь назвал "характеристически изобразительным". В повести "Казаки" Толотой чаото употребляет два иди три раз­ дельных, но внутренне обусловленных впитета ("Оленин вернулгя о стариком уоталый, голодный и оильный"} " воздух был редок, непо­ движен и звучен", "ночь была темная, тепла" и б езветр ен -п я"), реже Войной эпитет ("бело-матовые громады го р ", "гля! .евито-мокрый, 2 . Виноградов В.В. О языке Толотого//Лит.наоледо^ло. Т .35*36.0.141. - 33 -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=