ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1988

оание "открытия" Олениным неизвестных ечу отороа живни гребен ог : го каэачеотва, попыток вступить в духовный контакт о этим миро*? "свободы". Строгий отбор исторического, географического, этнографическое материала дает возможность ТСлстому сконцентрировать внимание чип теля на отрое жизни казаков. Быт казаков - это не только отычки о горцами, увод коней, олужба в позорах, но и мирная креотьянокая жизнь во всех ее проявлениях. В повествование включаются лишь иве эпизода (убийство Лукашкой абрека и перестрелка с абреками), неос ходимых как для воспроизведения исторического колорита, так и или выявления глубинного нравственно-поихг-'огичеокого конфликта (убий отво и осуждение его о позиций мировосприятия пяпя Ерошки, призне ицего право на жизнь воего живого). Пушкинский мотив "роковых стр астей ", которые "воюпу" пяют о себе зн ать, еще отчетливее звучал в одном из черновых вариантов повеотч в овязи о раздумьями Оленина по поводу этого убийотва! "А еще говорят: человек разумное и доброе сущеотво. Да и не в одном этом быту так; разве у нас не то же самое? Война, каэни. - Напро­ тив, здеоь это еще меньше уродливо, потому что проще" (6 ,1 9 5 ). Характеристика Оленина, "молодого человека" в мооковоком обще­ с т в е, Ъигде не кончившего курса, нигде не олуживюего й никогда ни­ чего не делавшего", в развернутом виде переходят в повесть иэ "За- пиоок" Дневника Л.Н. Зл о то го 1650 годй, утратив исповедальный ха­ рактер авторокого олова:"Зиму третьего года я жил в Москве, жил очень безвлаберно, бее службы, без занятий, без цели,' и жил так не потому, что, как говорят и пишут многие, в Москве вое так жи­ ву т, а проото потому, что такого рода жизнь мне нравилась. Чаотыо же располагает к лени и положение молодого человека в московском свете"/46 , 36 ) , Толотой показывает Оленина положитеябным "молодым человеком 43 -х годов", "отличным малым", влечение которого к каза кам является не романтическим порывом, а вытекает из критического отношения к окружающей дейотвительнооти и моральных г'каний чело­ века, неудовлетвс енного пуотой оветской жизнью. Именно это об­ стоятельство эаотавляет Оленина идти на "голоо другой живни, при­ зывавшей его , - жизни трудов, лишений, деятельности", побуждает его принять решение "никогда не приезжать назад, че показываться в общеотво".Желание быть простым казаком кажется ему разумным и справедливым, гораздо более оправданным, чем стремление отать мини­ стром или полковником. Вмеоте о тем Голотой мастерски раскрывает в - 3? -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=