ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1988

д о м н о й манеры А.С,Пушкина, но и в известной мере зависимостью оТ нее в оиду ооовнанного стремления к "четкости" и "яонооти". 8 тй качеотва вели молодого писателя к дроототе и точнооти описа­ ний, лишенных чрезмерной детализации, эмоционально-окрашенных впитетов, то еоть напоминали ту оамую "голую прозу" Душкина, кото- pgg казалась Толстому "отара манерой изложения", Примером могут служить первые строки повеоти! "Вое затихло,в Москве, Редко,редко где слышитоя визг колес по зимней улице, В окнах огней уже н ет, и фонари потухли'Ч6 ,3 ) . Ила епиаод ранения Лукашки:" Впруг чеченец вырвалоя и выстрелил из пиотолета. Лукашка упал. . животе у него показалаоь 1 ф о вь. Он вскочил, но опять упал, ругаясь по-руоски и по-татароки. Крови на нем и пол ним становилось вое больше и боль- ш в"(6,14б). Канровые зарисовки картин быта станицы соотносятся о описания­ ми приропы, исполненными в манер 0 пушкинской прозы короткими, четкими фрезами: "Между тем ночь уже оовоем опустилась нал стани­ цей, Яркие звезды высыпали на темном небе. По улицам было темно и п у а т о ..," . "День был совершенно яоный". "Ночь была темная, теплая и безветренная"• Несмотря на очевидные черты оходетва стилевых приемов, оледует признать справедливым утверждение Б,М.Эйхенбаума о том, что "пси­ хологическая р а с к р а с к а ... кажется Толотому... основным методом но­ вой прозы. Его (Толстого - Г.Ш.) произведения 50-60-х годов идут в зтом окисле мимо пушкинокой прозы, xjth в исходных пунктах, в корнях , сбллжаютоя именно о Пушкиным". В повести "Казаки" вое стилевые оредотва изображения главного героя, Оленина, противопоставлены пушкинской манере. Полотой по­ пользует тонкий поихологический анализ в качеотве основного мето­ ла "иооявйоввния" самого "хода морального развития" (1,230) чело­ века. | В "Казаках" ТолотоЙ показывает умение находить такие жизненные ситуации, которые позволили бы раокрыи. личное,ть героя во воей ее противоречивой сложности. Иоторйя Оленина, начинающаяся его отъездом и 8 Мооквы и завер­ шающаяся Отъездом ив отаницы Новомлинокой, заключает в оебе лишь внешнюю о!горону сюжета, дающую возможноотг пиоателю включить разно­ образный материал, определяющий идейный, ооциальный и филооофокий смыол повеоти. Повествование раввиваетоя как последовательное опи» I» ^Йхенбаум Б. Душкин и ТолотоЙ / / л I 7g 0 "Р03®* - 31 -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=