ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1988
Е.П.Барышников (Липецкий пединститут) НРАВСТВЕННЫЕ КАТЕГОРИИ САМОСОЗНАНИЯ Л.ТОЛСТОП) Успешное решение задачи, поо-чвленной В,И.Лениным,- при анали зе и оценке творчества Толстого учитывать вою "совокупность его в иг ляпов, взятых как целое"1 , - немыслимо без учета повседневной культурно -нраватвенной активнооти писателя, закрепляюцей себя в категориях "самосовершенствования", "непротивления", "любви"и т .п . Небывалый размах этой активнооти - факт достаточно извеотный. Его теоная овязь о творческой практикой писателя тоже не вызывает сом нений, Вот почему к феномену толстовских нравственных категорий нужно присмотреться более кошфетно. Тем самым будет выполнена ре комендация А.Веоеловоного - периодически воэзращатьоя к ответам, которые пает тот или иной писатель на простейшие, влементарные, почти "детские" вопросы2 , вникать в них по возможности непредвзято отараяоь понять, не открывает ли современный опыт новых путей для их более глубокой интерпретации3 , , Общие соображения о реакционном характере теорий непротивления в оамооовершенотвования явно не исчерпывает проблемы по крайней мере по двум причинам. Во-первых, далеко не оразу в не всегда пер вичные нравственные категории вбирают в себя идеологический омыол, они могут оставаться на уровне уяонения и воспроизводства, говоря оловами Маркса, " простых законов нравственности и справедливости, которыми должны руководствоваться.в овоих взаимоотношениях частные лица"4 . Во-вторых, не воегдя нравственные категории цредотают в форме логичеоких понятий. Доотаточно вопомнить, что при неослаб ном внимании к тщеолавию как "характеристической черте и ^.ообенной болезни нашего века"5 , Толстой ни в одном из теоретических тракта тов даже не поотавил втого вопоооа. Очевидно, не к науке о тщесла вии он стремился, а к осмыслению коренных оонов человеческого бы тия о учетом тщеолавия6 . Следует также уточнить отавщую привычно! I . Ленин Б.И. Поли. ообр. ооч. T .I7 . С .210. * Вспомним детские" вопросы, которые мучили Пьера Беэухова: Что дурно.'' Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что омерть? Какая оила управляв* воем?" (10,65) J . Ьеоеловокий А.Н. Иоторичеокая поэтика. Л ,, 1940.С .54-65, к Энгельо Ф. Соч. 2 -е изд. T .I 6 .C .I I . Полн. ообр. с о ч .: В 90 т. Юбия, изд. Т ,4 ,С ,24 . далее ооылки на это издание в текоте. Первая цифра ю скобках е Я£°?н| ? а е т том, вторая - страницы. п н 'г£а £ЫШН0ко? Е.П.11роблема нравотвенного выбора в творчестве того* Некоторые замечания , Нравотверчо-еотетвческяе проблемы худож, лит-ры, Элиота, 1983. С.85-95. - Э -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=