ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1988
Мы уже уопели заменить, что в "Севастопольских р асск азах ", как и в кавказских новеллах, Тоетой разрабатывал принципы "объектив ного" пиоьма, когды точка зрения автора или действующих яиц "вкра- пишаетоя" в логику характеров и оиатсятельотв. Но, раоширяя сферу объективно vo повествования, пиоатель не мог отказатьоя и от более или менее "субъективного" начала в художественной отруктура произ ведения, Именно в ^ е т ь ем севаотопольоком рассказе Толстой, пожа луй, впервые реализовал принцип изображения сквозь субъективную призму в зприятия, которая передана автором наохопным меж собой персонажам - братьям Козельцовым. Это легко прослеживается в тексте. Объясняя свс-.му старшему брату - севастопольцу свое желание прие хать в действующую армию, Володя Козельцов о искренностью 17-летне го "ш ло ого мальчика" г о в о р и т :" ,,, главное, я затем прооил, что все-таки как-то оовеотно жить в Петербурге, когда тут умирают за отечество. Д а и о т о б о й м н е х о т е л о с ь б ы т - прибавил он еще застенчивее, - Какой ты смешной! - сказал отарший брат, гоотавая папирос ницу и н е г л я д я н а н е г о . - Жалко только, что м ы в е в м е с т е б у д е м " ( 4 ,7 1 ) , Это в 6 -й гл аве. В 11-й главе "автонок-ость" каждого из братьев подчеркивается еще р аз: ‘ьратья еще на Северной решили идти вместе на пятый бастион: но, выходя из Николаевской батареи, они как будто уоловились не под вергаться надраоно опаонооти и и д т и к а ж д о м у п о р о з н ь . - Только как ты найдешь, Володя, - сказал отарший, - впрочем, Николаев тебя проводит на Корабельную, а я п о й д у о д и н и завтра у тебя буду. Б о н н е н и ч е г о н е б ы л о о к а з а н о в э т о п о с л е д н е е п р о щ а н ь е м е т у д в у м я б р а т ь я м и " ( 4 ,8 4 ) , Здеоь мы прослеживаем, как автор через субъективное отношение к действительности (собственно автор ская точка зрения) пошает ее художественно-объективно (ибо точка врвни~ соотносится не оо взглядом повествователя - 3 -е лицо, а о характерами гиро ев). Это поаволяет оочетать поихологизм "диалек тики души" о "объемность1"" изображения. Функции повествователя расширяются (по оравнению о первыми произведениям Толотого), и аго мысленному взору становится доступен каждый пероонаж - будь то ваявяый Володя или опытный Михаил Козвльшг . Итак, хотя в "Севастопольских раоскавах" повеотвоватеи и не учаотвует в событиях, ве "контактирует" о героями, а в т о р - - 28 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=