ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1988
лш такой степени б е с . ж а я о а т ь о ~ ч в о т н о , что тяжело.. . отвноввтоя читать. Прочти ев непременно l " ^ И.О.Турге нев - М.Н. и В.П.Толотым: " Я доотав в целооти отатью Льва Нико л а е в и ч а .., С т р а ш н а я в е щ ь ! " п И.И.Панаев - Л.Н.ТЫь етому: "Вс -, превооходно; вое очерчено мастеракв, но вое но такой йтепени о б л и т о г о р е ч ь ю , вое так р е з к о и л п о в и т о , б е о п о к а я и о и б е з о т р а д н о , что в настоящую минуту, когда меото действия раоокааа - чуть не овятыня, больно д-ч людей, которые в отдалении от этого, раооказ мог бы произвеоти даже весьма неприятное впечатление . Либеральная робость Пана'за была не олучайной, так как "Севастополь в мае", в отличие от первого расск аза, не заключал в себе никакого апофеоза, а содержел острую критику офицеротва. Рассказ Толотого привел в ярость председателя Петербургского цензурного комитета графа М.Н. Мусина-Пушкина настолько, что сперва тот запретил его выход в свет. За тем, тзуродованный по неузнаваемооти,рассказ был напечатан в "Современнике" (были устранены оообеннооти отиля натуральной школы,дс •«инимуна ослаблено оатиричеокое начало)13. Если авторокая позиция в первом раооказе о я?«и па выявлению коллективного «брава защитников города, то во втором - индивипуа- ялвированннх типов. Здаоь авторокая позиция поддается раокрытиа труднее. Авторское начало становитоя минимально заметным, автор от повествователя максимально отстраняется. Кроме того, вто пер вый законченный опыт повэотвования Толотого от 3 -го лица. И при *тем том в раооказе нет героя, которому повествователь мог бы “препоручить" функцию нооителя авторской точки зрения. И хотя мы и улавливаем, в конце концов, ооглаоие мыслей автора и повеотво- . вателя, вое же чувствуется, что автор, конечно, знает больше ово- его повеотвователя. Созпаетоя эффект своеобразного умолчания. Это ощущение, преследующее нас на протяжении воего р аоо к аза,вдруг подтверждается в заключительной чаоти, впилоге, где олово берет уже повествователь - автор, чтобы баз обиняков ск азать , околь "оокргчена" им правда изображенного . "Вот я и ока за Я, ч т о х о т е л о к а з а т ь (только воо ли?- А .Н .) ; н о т я i е - I о а р а з д у м ь е о д о л е в а е т м е н я " . И дальше, 10* А.Ф.Пяоемокий. Материалы и иоаледоганил. Письма.М.-М.,1936.0.82- 11, Тургенев И .С .Пола,ообр.ооч.ияоьмаЛ .П .С .319. 12, Цит.по!Гуо^в Н.Н.Лев Николаевич Толотой :Материалы к биографии о 1928 по 1956 год.М .,1954 .0 ,588. 13, См» об э том : 1)уд8йй Н.к.Молодои Толстой,и цензура (Цензурная которая раооказа "Севаотополь в м ае")//И звеотия Таврического общеотва истории,археологии и э тн о гр аф и и ,...1928.111 (5 9 ). - 26 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=