ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1988
Т7 соотнесенностью о другими категориями романа . А в статье "Размышления о сгчрти дикобраза" (1925) Лоуренс утверждает, что героем романа является Не опин из персонажей, а некое бевымянное пламя жизни1®. Переходя непосредственно к произведениям Толстого, Лоурено утверждает, что Анне и Вргл’окому явно не хватает "живости", что и мешает им решительно противостоять мертвому, отжившему свой век обществу. С точки' зрения "живости" героев Лоурено анализирует "Анну Каренину", "Войну и мир" и "Воскресение" ТЬлотого. По его мнению, Вронокий, Пьер Безухов и князь Нехлюдов не облапают двумя основными качествами: им явно надоотает "живости", в них не пыла ет "пламя жизни", в результате чего они не-могут быть причислены к лучшим образам Толотого. Лоурено не ттриемлет "толстсго и некра сивого" Пьера Безухова потому, что он кажется ему лишь средством воплощения толстовской теории всеобщего братства и морального са мосовершенствования. Таким обрааом, роль Пьера в романе остается ■совершенно непонятой писателем. Бояее "живым" Лоураноу пренотав- ляется Андрей Болконский, Даже Наташа Роотоьа не вызывает симпа тий у Лоуренса, "Мертвым" о самого начала романа Лоуренс считает князя Нехлюдова, которий предал свою человеческую сущность, за тушив "пламя жизни". Считая "Воскресение" неудачей писателя, Лоурено объясняет эуо нежизненностью главного героя. Критикуя r e j :ев Толотого, Лоуренс объясняет их нежизненность тем, что все они - "социальные существа". Понятие "социального существа" у Лоуреноа неразрывно связано с утратой ’^жизненно важ ных для человека св язей ". Когда в человеке делаются слишком обо собленными его субъективное и объективное сознание, что-то нако нец взрываетоя в нем, и он становится "социальным оущеотвом". Когпа он становится слишком озабоченным объективной реальностью и своей собственной изоляцией перед лицом этой реальности, ядро ег "я" лопается, его невинность или его наивность гибнет, и он становится лишь субъективно-объективной реальностью, разрублен ной надвое ^ещыо.. . , но отнюдь не индивидуальностью в отрогом смыоле олова"19. ТЬких героев о н 'ш одит в романах Д.Голсуорси, вое персонажи которого, по мнению Лоуренса, детерминированы деньгами, -"во т вам весь плат®зон Г ол суор ср ... , и вокруг ни онной индивидуаль ной души. Все они - павшие, все - социальные существа" . Ik'ti.'l!?;™ i r ^ / . - м - у л «*■«>
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=