ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1988
. Л.Н,Золотой очень заботился о правдоподобии своего произведе ния. Софья Стахович вспоминает, что пиоатель часто встречался с лонно заводчиками, и те иногда даяе поправляли рукопиоь повеоти25. ■ Особенность толстовской аллегории как раз в том, что она на полнена жизненным содержанием. В целом образ Холотомера да и дру- ц х лошадей, безусловно, аллегоричен, а ооставные части образа (портрет, описание повадок), а также окружение образа (люди и от ношения между людьми и отношения к лошадям, детали времени, быта, пейзаж) реалистично. И вое это меняет качество оамой аллегории, она приобретает непосредственный характер. ' "Строительным материалом" для аллегорий Свифта являлась также визнь. Но Свифт старался ооапать такую ситуацию, при которой все в вое меняют свои привычные места, назначения, овои свойства, Пак, само место действия - необитаемый оотров - способствует самым невероятным взлетам фантазии сатирика и всевозможным перестановкам, И тогда Свифт то, что присуще только людям, делает неотъемлемой чертой животных (разум , например), а то, что было овойотвенно жи вотным, становится у него характерным для человекоподобных существ. щ-' ТЬкая перестановка ведет к изменению в поведении гуингнмов и йеху: первые могут обжигать горшки и печь хлеб, даже вдевать нитку в иголку, а пооледние ловко лазают по деревьям, и з т в а я жи вотные крики. Меняютоя и отношения между существами: обделенные разумом, они вынуждены работать на тех, кто владеет ими.Перемена в отношениях влечет за собой и бытовые перемены: йеху живут в конюшнях, а лотеди - в домах. И вот когда такая ситуация ооздана, Свифт начинает настоятельно убеждать читателей, что все это не выдумка, что это не что иное, как реальность. Для подтверждения этого привлекается Гулливер, который всегда заботился, чтобы эго раооказ был как можно более правдоподобным. Г Аллегорические образы Свифта, находясь в окружении нежизнен ных ситуаций, отношений, приобретают фантастическую форму. Известно, что Л.Н.Толотой иногда увлекалоя чужими образами, идеями, прочитанное оказывало в какой-то отеттени влияние на его собственные произведения, но, как гениальный художник, он твор- чеоки перерабатывал то, от чего оттолкнулся в овоем замыоле, и порой только некоторые штрихи намекают на то, что когда-то пот рясло душу великого писателя. В художественном мире Л.Н.Толотого наследие Свифта занимает крошечное место, тем не менее оно важно, так как ггаказнвает, как *26. Летописи государственного музея Л.Н. lb /готого . ht. ,1938 . Г К н .2 .1 с.335, - 125 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=