ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1988
гуингнмы - ариотократы, эксплуатирующие йеху23. Такие шаамет- рально противоположные оуждения существуют потому, что концы ал легории у Свифта в романе запрятаны глубоко. В "Холотомере" же, например, смысл аллэгории постигается проще, потому что писатель сопровождает свои аллегории прямыми намеками на их окрытое значе ние. За таенное значение аллегорического образа обнажается вногвд у Толотого самой структурой о тел ьн о го сравнения: "И в какого черта он уродился, точно м уж и к ..."24, - негодовал конюх. ТЬдетой чаото прибегал к контрастным параллелизмам в изобра жении жизни Холстомера и лошадей табуна, тем самым помогая чита телям расшифровывать аллегорию. За быотроту и легкость бега люди прозвени лошапь Холстомером, а по родословной он носил кличку Мужика I и был онном Еабы. Эти имена также помогают раскрыть затаенный омыои аллегорического об р а з а . Через сравнения, контраотные параллелизмы, говорящие лмена Толстой дает понять читателю, что в повести "Холсто- .мер" выражает крестьянскую точку зрения. У обоих писателей свободные переходы от образов животных к образам и отношениям человеческим, которые делают аллегорию обще- доотуттной. О йако поэтическая аллегория, рассчитанная побудить чи тателя к разгадыванию затаенного смысла и размышлениям, достигает овоего назначения только тогда, когда аллегоричеокие образы сохра няют свое прямое, самостоятельное, непосредственное значение. "Очеловечивая" животных в повеоти, ТЬпотоЙ делает это о большим художественным тактом, позволяющим оохранить натуру образов. С одной стороны, мы виним, что в его повеоти поступки, чувства живо тных максимально сближены о чеяовечеокикЛ и отношения внутри лоша диного мира символизируют социальные отношения людей в классовом обществе, а о другой - между образами животных и человеком у Толотого соблюдается известная длотанция, которая необходима для тог-', чтобы аллегория была художественно убедительной. . Убедительность аллегории прямо пропорциональна дистанции меж- ду с разами животных и человеком. У ТЬлотого это раоотояние мак- си\йлыю , у Свифта - м«нимаяьно, поэтому-то в повеоти "Холотомер’ эиовторимо своеобра-ег обрез каждой лошади, каждая наделена только ей присущими чертами хярактера особенностями портрета. А у Свифта образы гуингнмов эмблематичны, они отличаются друг от 'уберга "Безумие доктора Свифта" //Вотгрооы 23, См. статью Jl.ife;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=