ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1988
оМатриваем как средство характеристики не только Каоымова, ао в нцогих других* Воем советским люпям порога ройная земля. Ровная природа являетоя аяя них воплощением воей ооветокой странн и г^го куоочка земли, где ты родился и рчроо. Переа предстоящим боем Кузнецов вопоминает ровное Замоскворе чье и снова воопоминания о прошлом, очаотливом и нонойном, ооот- нооятся о воопоминаниями о прироае. Герои, воспроизводя в памяти родную землю, любуются ею, ноаааютоя ее очарованию, и поэтому кар тины приропы в таких случаях обстоятельны, пространны и в то *е рремя глубоко лиричны. Душевное ооотоянве Кузнецова и Каоымова, ртах проотнх советских воинов, горячо любящих роаину и ропной на род, поачеркивает и пейза*. ТЬк на страницах романа за отаельными пейзажами и пейзажными Ирисовками вотает обрвв Ропины - необъятной й аорогой сердцу каждого ооветокого человека. Нередко в роивне один и тот же пейзаж многофункционален: оя выступает и как ореаотво реалиотического описания меота аейрт- рия и в то же время глубоко овязан о переживаниям;, героя, являясь рырижителем его мыолвй и тревог. Пейзажная зариоовка морозного цаката и восприятия генерала Бессонова, увиаевшего близко поле рражения, передает понимание им воей оерьеэнооти оозаавшегооя по ложения. Й поэтому эйеоь онова преобладает алый ц вет. Пейзаж в иан- цом олучае - выразитель боли генерала Ееооонова, его тревоги ва армию, за каждого советского воина, NfaOTepcTBO Бондарева проявляется в умении тонко перейти от картин природы к внутреннему миру, поихологии человека. И пейзаж, таким образом, выступает как неотъемлемая составная чаоть б^.тал!)-' них картин, ж..зни июней на войне. ,Войне Л.ТЪлотой и Й.Ёонаарев противопоставляют красоту и силу прироаы. Вечная и торяеотвуюивя, она подчеркивает противоеотеот- ввнность, беочеловечнооть войны. Так,’ в оаной из оцен романа "Botf- ва и мир" тишина, покой и очаотье, разлитне в прироае, реэко кон- фаотны отраху, отрапаниям* отонам людей. Взволнованность, при поднятооть авторской речи достигается воокли- ивниями, однородными oflpeделениями и т . п . « е б о - голубое, опокой- йо , глубоко, горн - далекие» голубеющие в т .д . Вооприятие картин природы героями Л.Толотого и Ю.Бонпарвва во время войны оообенно обострено. Эта обостренность в чувг-вят выяв л я е т тончайшие душевные движения, затрагивает глубинные процессы внутренней кизни. Именно этим объясняется ноихоясвзапия пейэажа - 115 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=