ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1984
мы бежали» крич али , д р а л и с ь ..» , совсем не т а к ползуз; облака по этому высокому. бесконечному небу. Как же я не видел прежце в с е го это го высокого н еба? И как я с ч а с т л и в , что узнал его наконец. Да! Все п у с т о е , в с е обман, кроме это го бесконечного неба /4 ,3 4 6 / . Впечатление от вы сокого, неизмеримо высокого неба с тихо п о лзу - серыми облаками вызывает у раненого кн язя Андрея мысли о тщеславности и суетности в сего происходящего: Он зн ал , что это был Наполеон - его гер о й , но в эту минуту Наполеон к а за л с я е щ . маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем , что происходи ло теп ер ь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с ■ бегущими по нем облаками / 4 ,3 5 9 / . Использование как синонимов прилагательных сысокий - беско нечный подтверждается данными к о н тек ста; возможность употребле- . -:я как синонимов слов маленький - ничтожный отм ечается толковы ми словарями. Контрастное использование синонимичных пар малень кий - ничтожный и высокий - бесконечный подчеркивает духовное перерождение к н я зя Андрея, его новый"йагляд на происходящее. Контрастное употребление синонимичных единиц можно наблюдать и в портретной характеристике князя Андрея. Автор выделяет отно шение княая Андрея ко всему светском у, искусственном у, пустому, порочному с одной стороны, и к тому, что близко и дорого, - с другой . В "с в е т е " - су х а я , притворная, надоевшая ему жизнь,пус-? тые и ничтожные люди, которых он п р ези р ает: Все в его ф и гу р е,н а чиная от у с т а л о г о , скучающего в згл я д а до тихого мер./ого шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою ожив ленной женой / 4 , 1 9 / . И вот перед нами совсем другой человек: Князь А н д р е й ... был еще менее похож, ^ем прежде, на то го Б ояков-' с к о г о , который, развалившись, сидел в креслах Анны Павловны и ск во зь зубы, щурясь, говорил Францу зек---: фразы. Его сухое лицо все дрожало нервическим оживлением каждого мускул i ; г л а в а , в ко торых прежде к а за л с я потушенный огонь жизни, теп ер ь блестели ч и с м , ярким блеском / 4 , 3 7 / . Выделенные э п и т е т ' помогает выра зи ть отношение геро я к светской живни, именно это объединяет е л о ьн усталый - скучающий в одно сем аятическоё целое.. Возмож ность появления контекстуальных синонимов яучис ый - яркий мож но объяснить языковыми причинами, их семантической общностью: лучистый - "исполненный внутреннего си ян и я ", яркий -"дающий сильный с в е т , сияющий, ослепительный". Наблвдения нал контекстуальными синонимами в те к с т е романа-...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=