ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1984

послушаете - плакать б уд ете; Заметай с л е д а , как энаешь. В предварительном порядке можно отм етить, что приведенные из­ речения по своей сем антике, д а и по строению , очень сходны с по­ говорками. На первый план выдвигается не назидание, н аставление /к а к у пословицы /, а образная хар ак тери сти к а жизненного явл ен и я, эмоционально- экспрессивная оценка различного рода си туаций, по­ ступков людей. Слушатель и чи тател ь волен определить свою линию поведения по тому, как оц енивается жизненное явление говорящим. Во второй категории сентенций, близких по своей функции к посло­ вицам нравоучительного х а р ак т е р а , выделяются две группы: сен тен ­ ции, смысл которых положителен, может быть применен как руковод­ ство к действию , и сентенции, императивное значение которых пони­ м ается как со вет едел ать зл о , недоброе. Приведенные выше примеры подтверждают с к а за н н о е .' f Есть среди приведенных сентенций и такие образования, смысл которых мо^ет пониматься двояко: с о в е т , н аставление, поучение, нравоучение несет само по себ е положительный смысл, а поступать согласно со в ету - значит совершать ж естокость, д ел ать ало хоро­ шим лодям. Т ак, Матрена во "Власти тьмы" д ает два с о в е т а : Жилы вы тягивай, служи; Всё надо с умом д е л а т ь , - но в данной ситуации мать то л кает сына на страшное преступление, которое он должен скрыть усердной службой своей будущей ж ертве. Таким образом , Толстой находит еще один способ функционально "д огрузить" у к а з а н ­ ные народные разговорно-просторечные сентенции. Фразеосхемы /п о терминологии Д.Н. Шмелева/ мы считаем принад­ лежностью русской народной речи. Более т о г о , фразеологизмы , на­ пример, пьесы "Власть тьмы" в определенной степени являются от­ ражением мировоззрения к р ес т ь я н с т в а, его жизненных устремлений и у с т о е в , его бесправного положения. Большинство ф р азео сх ем ,зв у ­ чащий в у с т а х н арода,имеет значение "уступительной модальности" и 'ж елательной императивности", со сл агател ьн о го наклонения. Се­ ту ет крестьянин на живнь и успокаи вает себя т о гд а , к о гд а заду­ манное не осуществилось; например: кабы н е. и_дчя бы н е: где ж ему. Ш ч е г о .г £ _ ц е ; уж ^ к а к ^ н ад о ^ о ; ; ч х о ^ щ е - C S d o н е; каь^никак^ а ; к о м у .^ ^ о х о т а ; чтогТо т о г о ‘.в о т т о -^ о ^LSJKbJO и д р . То же находим в "Плодах просвещения" и "От ней все к а ч е с т в а ". Анализ материала сви д етельству ет о большом реалистическом м астерстве Й. Толстого: пьесы о народе написаны в соответствии с 15

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=