ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1984

с о т а - это красота? А. потом,' 8ачем в сё это ? Ведь это хорошо было бы, если бы можно было остановить жизнь. А она в д ет. А что тако е вначит: идет жизнь? Идет жизнь, значит: волосы падают, седеют, эубы п о р тятс я , мординн, запах изо р т а . Даже прежде, чем всё это кончится, всё становится ужасным, о т в р а т и т е л ь н а , видны разм азан­ ные румяна, белила, п о т, вонь, б езо б р ази е. Где же т о , чему я слу­ жил. Где же красота? А она - в с е . А нет ее - ничего н е т . Нет жиз­ ни /"Предисловие к сочинениям Г ш де М опассана"/. Такого рода использование художественной детали в публицистике /х а р ак т е р н а и полупрямая речь в отртвке - "чему я служил"/ - своеобразн ая р а з­ новидность остранения: привычные теории, рассуждения излагаю тся с точки зрение ч ел о век а, который соотносит все эти теории и р ас­ суждения с окружающей повседневностью , т . е . с точки зрения наив­ ного бытового сознания. Внешнее, "остраненное" представление у Л .Толстого может быть понятно как выражение или д ет с к о го , или народного, крестьян ского восприятия, но и то и другое дЯя Л .Толстого - истинное, непод­ д ельное. Например, на приятие уклада господской жизни д а е т с я т а ­ ким образом: Я всю свою жизнь провожу, т а к : ем, говорю и слушаю; ем, пищу или читаю, т.- е . опять говорю и слушаю; ем, играю , ем , опять говорю и слушаю, рм и опять ложусь с п а т ь , и так каждый д ен ь , и другого ничего не могу и не умею д ел ать /" Т а к что же нам д е л а т ь ? " /. - Краткий обзор использования остранения в публицистике Л ьва Толстого показы вает, что оно со став ляет одну из примет индивиду­ альной речи писателя в целом, а не только художестненной. Отсю­ д а следует т о , что термин "остранение" не может быть понят как некое выражение поэтического н ачал а,и т о , что изучение языка Л л ’олстого не должно замыкаться в рамках художественных проивве- дений: многие характэрные особенности языка Л .Т о л сто го , отмечае­ мые на материале художественных т е к с т о в , наблюдаются в публици­ с т и к е , письмах, дневниках /наприм ер, синтаксические "неправиль­ н ости ", особый толстовский период, обыгрывание синтаксической однородности и д р . / . • П р и м е . ч а н и я ^ "Неверность же термина состоит в ч • и, что я стилистическое средство д авал на коигАмую цель и ску сств а, лишая тем саьим ис­ кусство его истинной функции" /В к л о вск я й В. Повести о прове. т . 2. II., 1966, с . 305. Г47

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=